Он и Она. Курортный роман (у героев есть семьи) и любовь на всю жизнь. Можно ли такой спектакль смотреть школьникам? Челябинка в обращении в редакцию Chelyabinsk.ru возмутилась тем, что увидела в первых рядах зала молодежного театра учеников, в то время как на афише постановки стоял возрастной маркер 18+. Женщина убеждена, что старшее поколение зрителей испытывало в данной ситуации неловкость. А что об этом думают учителя, директор школы и руководитель театра? Подробности коллизии – в материале сайта.
Письмо Татьяны... в редакцию
«Увы, фото нет, но есть много свидетелей тому, как 10 ноября в Челябинском молодежном театре в первых рядах сидели дети из 146-й школы, которых привела учительница на спектакль, – написала в редакцию Татьяна А. – В кассах сказали, что они сами были удивлены, что школа бронировала билеты, хотя спектакль с возрастным маркером 18+. Спектакль «Танец длиною в жизнь» о том, что на протяжении 30 лет встречаются замужняя женщина и женатый мужчина. Все сцены-встречи происходят на большой кровати. В реплике героев есть такая фраза: "Эксгибиционизм в меру полезен". Старшему поколению было очень неудобно на спектакле рядом с детьми».
У автора письма возникло много вопросов. Например, почему нет запрета на посещение таких спектаклей школьниками? Или: чем руководствовались учителя школы, отправляя детей на спектакль с маркером 18+?
«Дама с собачкой» наших дней
Немного о спектакле. Он поставлен три года назад для прекрасной актерской пары – народной артистки России Ольги Теляковой и ее мужа, актера Андрея Гаврилюка. Они заняты в главных ролях. Сюжет пьесы известного современного драматурга Александра Марданя – это чеховская «Дама с собачкой» наших дней. Курортный роман двух несвободных от брачных уз людей перерастает в большую любовь. Но они так и не решаются разрушить собственные семьи, потому что ответственность их перед детьми и супругами огромна. Однако и любовь героев друг к другу столь велика, что отказаться от нее они не в силах.
«Да, на афишах этого спектакля стоит маркер 18+, – подтвердила директор Челябинского молодежного театра Алла Точилкина. – Но наш театр позиционирует себя как театр для всей семьи, то есть для совместного просмотра спектаклей детьми и их родителями или учителями. И если взрослые – родители это или педагоги – приводят на такие спектакли своих детей, мы не можем закрыть перед ними двери. К тому же этот спектакль рассказывает о большой и светлой любви, которая существует и в наше время.
«Да, на сцене есть кровать. Но постельные сцены сделаны очень корректно, а в исполнении наших замечательных актеров это выглядит вообще художественно», – заявила Алла Точилкина.
Да, на сцене есть кровать. Но постельные сцены сделаны очень корректно, а в исполнении наших замечательных актеров это выглядит вообще художественно. Мы на этот спектакль приглашаем студентов и затем обсуждаем увиденное. Есть о чем порассуждать – отношения между мужчиной и женщиной, проблема сохранения семьи, ответственность за своих близких. И если учитель после просмотра спектакля обсудил увиденное с детьми, то честь ему и хвала».
На билетах нет маркера
Как выяснилось, автор письма в редакцию позвонила и директору школы, ученики которой побывали на спектакле.
«Она представилась педагогом, – рассказала директор школы №146 Анна Гришина. – Конечно же, я провела беседу с классным руководителем. Ребята действительно во время каникул посмотрели этот спектакль. Но я и раньше, в том числе от наших учителей, слышала хорошие отзывы об этом спектакле. И классный руководитель мне сказала, что ничего возмутительного в постановке не было. Дети смотрели ее с большим интересом, затем состоялось обсуждение спектакля. На мой взгляд, когда дети смотрят такие спектакли со взрослыми – это не преступление».
«Дети посмотрели спектакль с большим интересом, затем состоялось его обсуждение. На мой взгляд, когда дети смотрят такие постановки со взрослыми – это не преступление», – отметила директор школы №146 Анна Гришина.
По словам директора школы, классный руководитель билеты покупала не в кассах театра, а у распространителя, поэтому не знала о возрастной маркировке 18+. «Понятно, что каждый зритель имеет свою точку зрения, которую вправе высказать. Здесь главный аргумент: возрастной маркер 18+. Поэтому я попросила преподавателей в будущем учитывать ограничения по возрасту», – заключила Анна Гришина.
Математика нравственности
Ничего удивительного в ситуации нет. Кто-то разумно подходит ко множеству запретительных законов в нашем отечестве. Но и бдительных граждан тоже достаточно – цифра на афише для них превыше всякой логики.
С одной стороны, довольно часто педагоги говорят об инфантилизме современных старшеклассников, о их неподготовленности ко взрослой жизни. Многие юные создания до 18 лет плотно прикрыты родительским крылом и, выходя в «большую жизнь», порой не способны решать самые простые задачи для взрослых.
«С другой стороны, современные школьники столько ненужной информации черпают из других источников и при этом никто им не объясняет, что хорошо, что плохо, – соглашается директор школы №146. – А здесь они обсудили увиденное с классным руководителем. Им понравилась игра актеров, их заинтересовали проблемы сюжета. Честно говоря, я сама захотела посмотреть этот спектакль».
По мнению Аллы Точилкиной, определить уровень развития ребенка с точки зрения восприятия им жизни способны только его родители и педагоги, которые проводят с детьми много времени: «Но я еще раз говорю, что никаких моментов, нарушающих морально-этические установки, в этом спектакле нет. Тема, которая затронута в спектакле, не может привести к каким-то смущениям и стеснениям. Никаких смешков в зале тоже быть не может, потому что обсуждаются серьезные, в том числе и моральные аспекты нашей жизни. Автора письма смутила фраза со словом «эксгибиционизм», но в искусстве оно означает демонстрацию себя миру. Об этом тоже много сказано и написано. Нельзя эту фразу воспринимать только в толковании физиологов – и в спектакле этого нет».
Кстати, возрастная маркировка в России возникла не в 2012 году, когда депутаты приняли закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В этом законе возрастной маркер 18+ предполагает защиту детей от таких серьезных опасностей, как действия, представляющие угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе побуждающие к самоубийству. Есть в перечне наркотики и другие вредные вещества, есть азартные игры и даже попрошайничество. Конечно же, насилие и жестокость (здесь уместно вспомнить наши телесериалы) и порнография. И есть отрицание семейных ценностей и нецензурная брань.
Как уверяли наши собеседники, ничего этого нет в спектакле. Вероятно, его вполне можно было промаркировать 16+. Театр, скорее всего, перестраховался и получил проблемы.
От автора. В СССР подобные фильмы и спектакли маркировались 16+. Поэтому, получив паспорт, мое поколение чувствовало себя взрослым не только «документально». Взрослые темы и проблемы были нам вполне по зубам, инфантилизм нам явно не грозил. Да и родители не стремились нас держать под крылом до 18 лет. Кстати, на сайте молодежного театра в отзывах на спектакль «Танец длиною в жизнь» я нашла такую запись: «Спектакль смотрели вместе с дочерью (15 лет). Слов нет... ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!! Аплодировали стоя! Игра актеров потрясающая !!! (07.05.2014 Татьяна)».
Фото: Фото из архива Челябинского молодежного театра