17 ноября уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Ирина Буторина встретится с женщиной, которая заявила, что органы опеки обманом забрали ее семимесячную внучку, рожденную 14-летней дочерью. Ситуацию взял под контроль детский омбудсмен Павел Астахов, проверку по данному факту проводит прокуратура, сообщила в понедельник старший помощник руководителя городского надзорного ведомства Татьяна Звонарева. Детали и комментарии сторон – в материале Chelyabinsk.ru.
В своем обращении в общероссийскую общественную организацию защиты семьи «Всероссийское родительское сопротивление» (ВРС) Ольга Николаевна пояснила, что она – родная бабушка малышки, оформляла документы на опеку, поскольку мать ребенка еще не достигла возраста 16 лет. В конце октября женщина впустила в квартиру людей, представившихся сотрудниками органов опеки, решив, что им нужна дополнительная информация об условиях проживания внучки. Тогда женщина еще не знала, что в установлении опекунства ей уже отказали в связи с давно погашенной судимостью.
«Эти люди, не предъявив никаких документов, сообщили бабушке, что они забирают ребенка, так как бабушка вовремя не оформила опеку и поэтому она никто, мать ребенка тоже никто, а ребенок – государственный, – рассказала председатель челябинского отделения РВС Екатерина Забачева. – Бабушка запротестовала, сказав, что поедет вместе с ними, на что ей ответили: "Собирайте вещи девочки, мы вас дождемся внизу и все вместе поедем в больницу". Однако через пару минут бабушка, выбежав на улицу с наспех собранными вещами и бутылочкой, ни людей с ребенком, ни их машины не обнаружила».
Далее в организации пояснили, что бабушка и несовершеннолетняя мать в этот же день обратились в свою районную опеку, где им также сообщили, что они ребенку теперь никто. На вопрос, в какую больницу увезли внучку, было сказано: «Вам незачем это знать». Когда родственники спросили об оформлении разрешения на посещение внучки в больнице, им было отказано.
Маленькая Оля, которая уже почти три недели находится вне дома, похудела, перестала улыбаться и гулить (до этого была очень улыбчивым и жизнерадостным ребенком), стала слишком тихой и спокойной, утверждают в организации «Всероссийское родительское сопротивление».
Далее, по словам представителя РВС, было много событий: взаимодействие с опекой, каждый шаг которой можно оспаривать в прокуратуре и суде; общение с минздравом по поводу того, что по закону мать ребенка, не лишенная и не ограниченная в правах, имеет право находиться с ним в стационаре, однако в данном случае это право матери не позволили осуществить; обращение в министерство социальных отношений, которое «надавило» на опеку для выдачи разрешения матери навещать ребенка в больнице.
Сейчас матери ребенка разрешили видеться с девочкой в больнице. Бабушка направила письма прокурору города и в районную прокуратуру, готовит исковое заявление в суд.
В надзорном ведомстве уже начали проверку по обращению Ольги Николаевны. «В прокуратуру города действительно поступило обращение женщины, заявившей о неправомерных действиях сотрудников органов опеки, – сказала старший помощник прокурора Челябинска Татьяна Звонарева. – Изложенные в обращении факты будут проверены, действиям указанных сотрудников дадут правовую оценку».
Проверку будет проводить прокуратура Курчатовского района, в котором живет заявительница.
На встрече с бабушкой ребенка во вторник Ирина Буторина уточнит, есть ли еще родственники, которые могут оформить опеку над девочкой до того, как матери исполнится 16 лет. В городе есть кризисная квартира, где оказывают помощь несовершеннолетним матерям, однако туда селят девочек только старше этого возраста. «Также уполномоченный передала информацию в следственные органы, так как налицо состав преступления – сексуальные отношения с 13-летней. Кто отец ребенка, выясняет следствие», – отметили в пресс-службе омбудсмена.
Как сообщила Ирина Буторина, семья девочки неблагополучная. «Во время рейда по профилактике семейного неблагополучия органы опеки и попечительства обнаружили, что юная мама и малыш проживают в антисанитарных условиях, дома нет еды и вещей для ребенка. Сейчас малышка помещена в больницу, однако матери разрешено к ней приходить. Бабушка хотела оформить опеку над ребенком, однако ей было отказано по объективным причинам (наличие судимостей)», – говорится в сообщении пресс-службы уполномоченного.
«Необходимо разобраться во всех обстоятельствах, каковы причины такого решения уполномоченных органов, насколько они обоснованы. В этой ситуации однозначно одно – малышка должна воспитываться в семье, – подчеркнула Ирина Буторина. – Если есть факторы, препятствующие этому, мы будем совместно с заинтересованными ведомствами искать пути их устранения. Лично разберусь в причинах данной ситуации. Кроме того, как мне сообщили, разрешение на посещение дочери в медицинской организации было оформлено, и никаких препятствий к общению нет».
14-летней матери предложено рассмотреть возможность подбора кандидатов в опекуны из числа ее родственников, сообщили Chelyabinsk.ru в минсоцотношений. «Изъятие ребенка из семьи произошло в соответствии с семейным законодательством РФ в связи с тем, что ребенок остался без попечения родителей. Несовершеннолетняя 14-летняя мать родила ребенка, в браке она не состоит, законного представителя у ребенка на период изъятия назначено не было, – говорится в ответе на официальный запрос сайта. – Бабушка малолетней обратилась в органы опеки и попечительства по вопросу получения заключения быть кандидатом в опекуны, но ей было отказано в выдаче данного заключения в связи с несоответствием кандидата требованиям законодательства РФ. Бабушка имеет ряд ограничений, которые препятствуют ей быть кандидатом в опекуны. Несовершеннолетней матери выдано разрешение на посещение ребенка, общение с ним, установление кровных связей. По достижении девушки 16-летия ребенок может быть передан ей на воспитание».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com, Алины Черепановой