Сбежавшую в июле из челябинского зоопарка обезьяну по кличке Мини не нашли, как было официально растиражировано в СМИ, вместо нее сотрудники скинулись на покупку нового животного. Об этом было заявлено 9 декабря на пресс-конференции руководством учреждения, которое в последние дни прочно заняло лидирующие позиции в городских новостях. Кого подозревают в отравлении самки оленя, почему умерли страусы и кто родился в зоопарке в последнее время – в материале Chelyabinsk.ru.
«Африканские страусы поступили к нам из парка птиц "Таганай" 26 ноября с многочисленными хроническими воспалениями, уже при разгрузке были отмечены недомогания, – подчеркнула главный ветеринарный врач зоопарка Алёна Хуснуллина. – Хроническая болезнь не возникает за три дня, страусы приехали уже с букетом заболеваний, а стресс после перевозки и попадания в новое помещение с новыми людьми послужил толчком для их перехода в острую стадию. Как только самки отказались от корма, их осмотрели, взяли анализы, проводили активную терапию животных. Самки были истощены, это за три дня не могло произойти. Одна из них весила 40 кг, при нормальном весе двухлетнего животного порядка 150 кг, другая около 70 кг».
Директор МБУК «Зоопарк» Юрий Леончик отметил, что обмен двух лам на трех страусов был плановым – ради обновления видовой коллекции: находящиеся в зоопарке длительное время звери не вызывают прежнего интереса посетителей, и к следующему сезону привозят новых, которые за несколько зимних месяцев могут адаптироваться. По словам Юрия Леончика, это стандартная практика всех зоопарков.
«По протоколам вскрытия птиц видно, что страусы к нам поступили не в самом хорошем состоянии. Сотрудники парка птиц загоняли их из стада, видимо, тех, что послабее, – заявил директор челябинского зоопарка. – Это первый случай сотрудничества с парком птиц «Таганай», и мы намерены защищать свои права, договор будет расторгнут, лам вернем до конца декабря, как только будем готовы отправить страуса, которому нужно пройти карантин. Обмен неравноценный, наши ламы здоровые, хотя и престарелые».
«Я приехала в парк, осмотрела десять голов, – продолжила завотделом хищных животных челябинского зоопарка Наталья Шишкова. – Была задача поймать двух самок и одного самца, очень долго ловили, так как у парка птиц мало опыта, они с трудом загнали этих птиц с моей помощью. На глаз не могла определить, истощены они или нет, а когда выгружали, путем пальпации убедились, что животные нездоровы. Они должны были пройти карантин, мы не могли сразу отправить страусов обратно».
Администратор парка птиц «Таганай» Нелли Уварова сообщила корреспонденту Chelyabinsk.ru, что с челябинским зоопарком сотрудничество идет давно, и, по всей видимости, теперь дело дойдет до судебного разбирательства: «Мы до последнего надеялись, что зоопарк не станет нас обвинять, мы с ними давно работаем, их эму и ослёнок у нас находятся, да и птицы – это же наши дети, мы их выращивали, очень жалко погибших страусов... Про лам в договоре было написано, что им 10–12 лет, по факту оказалось 20, у них проблемы со зрением, и это тоже не указано, а стоимость совершенно разная. Видимо, придется обращаться в суд – наши птицы погибли у них, и нас еще и обвинили в этом».
По словам Нелли Уваровой, представитель зоопарка приехала в парк птиц и выбрала, какие им нужны животные, и не взяла одну самку, у которой крылья были опущены. «Взрослый страус в репродуктивном возрасте весит около 200 кг, а если не была еще мамой, то до 100 кг, – отметила представитель парка. – В документах, которые мы видели только в СМИ, указан вес 40 и 70 кг, но нужно учитывать, что к моменту окоченения вес мог снизиться наполовину. В документах этих вообще всё очень странно – сначала пишут про крайнее истощение, затем о том, что упитанность выше среднего уровня; в другом месте про проблемы с селезенкой, ниже – что она не увеличена в объеме и вообще в норме. Однобокая экспертиза, ее нужно перепроверять».
О гибели двух самок страусов в челябинском зоопарке 30 ноября и 2 декабря стало известно 3 декабря.
По заключению экспертов, два африканских страуса умерли от воспалений кишечного тракта с геморрагическим акцентом, птицы прибыли в учреждение с букетом хронических заболеваний печени, почек, сердца, селезенки, гиповитаминозом и завалом желудочно-кишечного тракта. При вскрытии из желудков страусов были извлечены камни и стеклянные бутылки. В зоопарке это называют следствием оголодания птиц, уточняя, что страусы очень прожорливые и едят все подряд. Нелли Уварова убеждена, что птицы умерли не от голода.
«Страусы глотают камни, чтобы они перетирали пищу в желудке, для них это нормально, – отметила администратор парка птиц. – А бутылка в глотку не пролезет, она перекроет гортань и не даст птице дышать. Вскрытие проводилось без нас, как мы можем доверять? Страусов мы кормим мелко протертыми капустой, морковью, комбикормами, грушами, салатом; а нам позвонили из зоопарка анонимно и сказали, что наших птичек там пытались кормить вареной кашей трех сортов, но они отказывались, в выходные ухода за ними не было, и только на третий день ими занялись врачи. А у страусов обезвоживание на третий день приводит к летальному исходу. Никого обвинять не хочется, но предполагаем, что наши страусы умерли именно от обезвоживания».
В минсельхозе проводят документальную проверку зоопарка и после получения результатов лабораторного исследования примут решение о необходимости проверки парка птиц, сообщил Chelyabinsk.ru и. о. начальника управления ветеринарии министерства сельского хозяйства Челябинской области Сергей Слободянский: «Проверка началась вчера, продлится до 30 декабря, изучаем, какие карантинные мероприятия проводились с птицами. Пока, не имея полной информации, мы не можем проверить парк птиц "Таганай". Что при вскрытии страусов в их желудках были найдены камни и стеклянные бутылки, не означает, что птицы голодали; страус – птица не очень воспитанная, глотает все, к чему имеет доступ. По всем случаям будет проверена информация».
Последнюю фразу Сергей Слободянский сказал неспроста – этой ночью в зоопарке умерла самка пятнистого оленя, кроме того, работники зоопарка сознались в обмане общественности: сбежавшая в июне обезьяна по кличке Мини не была найдена, вместо нее на средства сотрудников купили новую, которую и выдали в октябре за Мини.
«Самка пятнистого оленя заболела 30 ноября, начали проводить терапию, ставили спазмолитики, подозревали расстройство желудочно-кишечного тракта, – сообщила Алёна Хуснуллина. – 2 декабря она перестала реагировать на внешние раздражители, тут же отсадили от группы, чтобы был адекватный контроль, вечером олениха впала в кому из-за отека мозга, поддерживающая терапия не помогла, и она умерла в ночь на 9 декабря».
Юрий Леончик отметил, что будет проведена судмедэкспертиза, так как есть подозрение на отравление, и уже сейчас отсматриваются записи с видеокамер. Под подозрением находятся и сотрудники, и посетители. Также директор зоопарка сообщил, что ему известен анонимный источник, передающий информацию в СМИ и парк птиц.
Между тем еще накануне замглавы Челябинска по социальному развитию Игорь Лопаткин называл сообщения о смерти оленя и подмене обезьяны провокационными материалами, дискредитирующими зоопарк: «Материалы выходят со ссылкой на анонимные источники, без каких-либо подтверждений и комментариев с нашей стороны, – отметил Игорь Лопаткин. – Мы готовы в любой момент показать журналистам всех животных, которые якобы погибли за последние несколько месяцев в нашем зоопарке. В случае, если подобные публикации будут продолжаться, учреждение будет вынуждено обращаться в суд, чтобы противостоять этой клевете и домыслам».
На следующий день на пресс-конференции замдиректора зоопарка по зоологической части Римма Ахмадеева призналась, что зоопарк обманул челябинцев.
«Мы тщетно два месяца искали саймири, пытались ловить, все сотрудники дежурили в городском бору, определенное время наблюдали ее в парке, – сообщила Римма Ахмадеева. – Потом завотделом Наталья Шишкова пыталась взять кредит и купить обезьяну у частников, коллектив собирал деньги. Приобрели новую обезьяну за 70 тысяч, а в целях сохранения репутации зоопарка представили, будто смогли отыскать пропавшую. Одной ловушки в августе не досчитались – может быть, ее вместе с нашей саймири кто-то забрал».
Обезьяна породы саймири по кличке Мини сбежала из зоопарка 26 июня, была замечена в парке горожанами, и лишь через несколько дней сотрудники зоопарка подтвердили ее побег. В парке Гагарина были установлены ловушки-приманки, поиски собирались проводить до холодов.
Напомним, 22 октября культорганизатор зоопарка Елена Чудакова рассказала, что Мини поймали в начале сентября на ловушку с бананами, мадагаскарскими тараканами и мучными червями. По результатам внутреннего расследования трое сотрудников, по чьей вине сбежало животное, получили выговоры. Причиной побега саймири в зоопарке назвали устаревшие вольеры.
При этом руководство зоопарка заявляет, что по статистике динамика положительная – если в 2007 году на 253 животных было 17 смертей, то в текущем году из 409 зверей умерло лишь шесть. 60–70% животных уже в возрасте, зато регулярно появляются малыши – в сентябре родились маленькие полосатые мангусты, в ноябре было пополнение в семействе сурикатов, а сегодня утром на свет появились новые «медовые мишки» – кинкажу.
В планах расширение границ и улучшение условий содержания животных – например, леопарда и снежного барса могут переселить в один из карьеров на территории зоопарка.
Фото: Фото Олега Каргаполова, видео предоставлено Челябинским зоопарком