Город В деле школьника-убийцы поставили точку

В деле школьника-убийцы поставили точку

В отношении 15-летнего школьника Антона Ш., который в октябре прошлого года убил мать и тяжело ранил отца, вынесено постановление о применении принудительных мер медицинского характера. Подросток освобожден от уголовной ответственности, сообщила в понедельник консультант Миасского городского суда Светлана Апсалямова. О точке в трагедии, прогремевшей на всю страну, и уроках, которые из нее необходимо извлечь, – в материале Chelyabinsk.ru.

1 из 4

Заболевание «спасло» от зоны

Напомним, как ранее информировал наш сайт, драма произошла в благополучной, на первый взгляд, семье: 4 октября прошлого года в Северном районе Миасса 15-летний Антон Ш. убил мать и тяжело ранил отца. По первоначальным версиям, приступ агрессии был вызван тем, что от ребенка требовали хороших оценок и более пристального внимания к учебе и в тот день отвлекли его от компьютерной игры. Также в официальных документах проскальзывала в качестве мотива чрезмерная «гиперопека» со стороны родных.

Школьнику предъявили обвинение в убийстве и покушении на убийство двух и более лиц (ч. 1 ст. 105 и ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ). По решению суда он был взят под стражу на два месяца.

Трагедия прогремела на всю страну. Губернатор Челябинской области Борис Дубровский после этого поручил ввести во всех школах уроки медиабезопасности – обучение правилам безопасного поведения в современной информационной среде, в том числе в Интернете.

Школьник в условиях стационара прошел комплексную психолого-психиатрическую экспертизу, по заключению которой у него диагностировали хроническое заболевание психики.

Ольга Косурова: «Если родители чувствуют, что не могут преодолеть барьер в общении с подростком, у которого в этот период жизни рушатся кумиры, нужно обратиться к специалисту. При этом если родители всегда поддерживали ребенка, старались прислушиваться к нему, но и выстроили уважительное отношение к себе, то подростковый период пройдет проще».

«В связи с имеющимся заболеванием подросток не мог осознавать противоправный характер своих действий, он опасен для себя и окружающих, – рассказал ранее руководитель следственного отдела по Миассу СУ СКР региона Анатолий Селиверстов. – В связи с этим в суд направлено утвержденное прокурором постановление об освобождении молодого человека от уголовной ответственности и применении к нему принудительных мер медицинского характера в виде лечения в стационаре».

25 января миасский суд вынес постановление, которым освободил подростка от уголовной ответственности.

«В отношении молодого человека применены меры медицинского характера в связи с имеющимся заболеванием, от уголовной ответственности он освобожден, – рассказала Светлана Апсалямова. – Решение в законную силу не вступило».

Трагедия родом из семьи

«К тому, что случилось, мог привести целый комплекс проблем, – считает психолог Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» Ольга Косурова, работавшая на месте трагедии. – В том числе это особенности характера подростка: мальчик очень ранимый, обидчивый, с хрупкой негибкой психикой. Внешне подросток замкнутый, имеет трудности в установлении контакта со сверстниками, эмоциональные проявления могут показаться бледными. Но при всем при этом он очень чувствительный, имеет богатый внутренний мир. Обладая таким набором противоречивых черт, он в последнее время остро нуждался в контакте с близкими людьми, но не чувствовал эмоционального тепла в своей семье».

1 из 4

В Челябинской области на детский телефон доверия (8-800-2000-122, звонок бесплатный и анонимный) поступило за 2015 г. 35 203 обращения, из них 28 644 – от детей и подростков. Большинству звонивших – 11–13 лет, второе место занимают подростки 14–16 лет. Из обратившихся 15 501 – девочки. 13 143 – мальчики.

Психолог отметила, что у школьника незадолго до трагедии были проблемы с конкретными девушками, не очень хорошо складывались отношения с другими подростками. При этом выговориться было некому.

«Мама считала его маленьким мальчиком, старшая сестра уже не жила дома и устраивала свою жизнь, отец был занят на работе, – объяснила Ольга Косурова. – У него развилось чувство одиночества, появились суицидальные мысли. В частности, подросток говорил о том, что спрыгнет с крыши многоэтажки, затем "хотел уйти с пользой": оговаривался, что запишется в добровольцы и уедет на Донбасс».

Педагоги в школе заметили некоторые изменения в поведении, но они были неявными. Да и после преступления у юноши не было галлюцинаций, он мог спокойно описать все, что совершил.

Накопившийся стресс, помноженный на увлечение компьютерными играми, и мог спровоцировать стремительное развитие заболевания, к которому молодой человек был предрасположен, считают специалисты.

«Сейчас сложно что-либо комментировать, поскольку есть судебная позиция, – сказала уполномоченный по права ребенка в Челябинской области Ирина Буторина. – Учитывая тот факт, что подростка признали невменяемым, чисто субъективно можно судить о том, что свою роль здесь все-таки сыграло невыявленное ранее заболевание, а определенные сложности в семье детерминировали развитие болезни».

Больше всего детей, позвонивших на телефон доверия, волнуют: взаимоотношения полов, отношения со сверстниками, проблемы принятия себя. Семейная проблематика составляет 5,96% от общего числа звонков.

После трагедии, прогремевшей на всю страну, в Миассе, по словам Ирины Буториной, приняли очень много организационных решений: проведена работа с педагогами в школах, самими учениками.

«Мы обратили пристальное внимание участников образовательного процесса на то, как правильно выстраивать отношения внутри школьного коллектива, во всех школах прошли уроки медиабезопасности, – напомнила омбудсмен. – Кроме того, занятия по медиабезопасности, помогающие уберечь подростков от негативных влияний Интернета, компьютерных игр, прошли в рамках правовой декады».

В целом Ирина Буторина подчеркнула, что в любой ситуации первый человек, который видит своего ребенка, – это его родитель, который обязательно должен уметь разговаривать с ребенком, слышать и слушать его. И ребенка также нужно учить разговаривать с родителями или опекунами. «Это обоюдный процесс, – отметила уполномоченный. – В большинстве ситуаций разрешение конфликта – в руках конфликтующих. И, наверное, нам всем нужно быть друг к другу более внимательными, учиться прислушиваться друг к другу, чтобы максимально оградить себя и свою семью от таких страшных последствий».

Фото: Фото из открытых источников

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
40
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
Чем раздражают китайские автомобили. Подытоживаем опыт тест-драйвов в 2024 году
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления