RU74
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Челябинске
Погода

переменная облачность, без осадков

ощущается как -3

0 м/c,

747мм 74%
Подробнее
6 Пробки
USD 100,22
EUR 105,81
Город Почему выживет умнейший

Почему выживет умнейший

Сегодня каждая копейка на счету, поэтому бизнес избавляется от «жира», чистит ряды, переходит на «энергосберегающий режим». Наиболее популярными остаются традиционные средства – сокращение расходов и производства. К середине прошлого года 42% российских работодателей проводили кризисные сокращения персонала, а 5% заявляли о таких планах. Многие говорили о снижении зарплат, пересмотре систем премирования и нематериальной мотивации сотрудников. Однако все больше топ-менеджеров обращаются к такому инструменту «тонкой настройки», как аутсорсинг. Новый импульс этому придаст вступление в силу с 2016 года закона о заемном труде.

На российском рынке аутсорсинг начал практиковаться в 90-х годах с приходом интернациональных компаний. Для международного бизнеса это были привычные практики – пройдены и «дикий» период жесткой эксплуатации аутсорс-сотрудников, и времена строгого законодательного регламентирования. Уже к началу ХХI века общее число заемных сотрудников в Европе составило почти два миллиона человек, в США более 50% промышленных компаний использовали аутсорсинг, а к 2008 году уже 70% европейских компаний практиковали этот механизм. Во всем мире аутсорсинг стали применять не только традиционно более прогрессивные частные компании, но и государственный сектор.

Доля российских компаний, использующих аутсорсинг, в последние годы стабильно увеличивалась. Возникло понимание, что передача вспомогательных функций специализированным компаниям-провайдерам – не банальное секвестирование расходов, а отличное средство повышения эффективности работы и производительности труда, обеспечения бесперебойности производственных процессов.

Аутсорсинг бухгалтерских, юридических, IT, логистических, PR и маркетинговых услуг распространен уже достаточно широко. Все чаще, хотя не в полной мере и недостаточно решительно, используется аутсорсинг вспомогательных функций на промышленных предприятиях. Очень востребован аутсорсинг персонала для проектных или сезонных работ.

Но говорить о полномасштабном использовании этого инструмента в отечественном бизнесе еще рано. Рынок аутсорсинга продолжит расти. IT-провайдеры, например, заявляют о 25% росте продаж, а поставщики услуг в области бухгалтерского обслуживания предполагают увеличивать объемы на 5–15% в год. Но в целом объем рынка вряд ли принципиально изменится, скорее всего, произойдет лишь некоторое перераспределение ролей.

Требования к провайдерам аутсорс-услуг несомненно вырастут. Одной из ключевых тенденций станет большая специализация провайдеров, сегментация по направлениям предлагаемых услуг. Это общемировая практика – везде есть провайдеры, считающиеся гуру в конкретных сферах. Крупные российские провайдеры, в принципе, могут предложить достаточно широкий спектр аутсорс-услуг, но даже они заявляют о планах по концентрации усилий на одном или нескольких направлениях, по которым у них накоплен наибольший опыт.

С учетом возросших требований к эффективности часть провайдеров, предлагавших ранее аутсорсинг промышленного персонала, может уйти с рынка или перепрофилироваться. Это направление всегда было «высшим пилотажем». Здесь требуется виртуозное владение искусством управления человеческими ресурсами и издержками, а доля обязательных расходов (медицинские осмотры, транспортное и материально-техническое обеспечение, мероприятия по охране труда) достаточно велика по сравнению с организацией аутсорсинга офисных, поддерживающих функций. Провайдер индустриального персонала должен быть мастером в искусстве администрирования, диспетчеризации процессов – неправильно сформированные графики, нелогичное планирование могут стать фатальными и нисколько не помочь, а даже навредить работе заказчика. И, разумеется, только очень крупные провайдеры смогут за счет объема работ снизить неизбежные траты по организации промышленных бизнес-процессов.

Серьезную роль в перераспределении сил на рынке аутсорсинга сыграет и вводимый с нового года закон о заемном труде. Вступление в силу этого документа приведет к «чистке рядов». Существование недобросовестных провайдеров привело к принятию закона, к окончательной формулировке правил игры. Остается сказать спасибо этим серым и черным игрокам и попрощаться с ними.

Одно из требований нового закона – субсидиарная ответственность заказчика и провайдера по отношению к работникам. Теперь заказчик вынужден будет заплатить внешним сотрудникам, которых «кинул» провайдер, а это означает, что требования к репутации и надежности поставщиков аутсорс-услуг увеличатся многократно.

Кроме дифференциации провайдеров по направлениям изменится и сам характер услуг: серьезные компании будут предлагать комплексный аутсорсинг бизнес-процессов и функций. Мелкие игроки – по некоторым оценкам, это приблизительно 12% всего объема рынка, – скорее всего, не справятся с административной, финансовой и налоговой нагрузкой и уйдут с рынка.

Действительно эффективный аутсорсинг предполагает очень высокий уровень сотрудничества провайдера и заказчика. И как в любом альянсе, требуется обоюдная готовность к совместной работе. Обе стороны должны быть готовы слушать и слышать друг друга, принимать совместные обдуманные и взвешенные решения в любых ситуациях, что называется, «в счастье и в горе».

Незатейливые, «окрашенные» в разные оттенки серого поставщики услуг, работающие по старинке, а иногда и просто нелегально, уходят в прошлое. Аутсорсинг станет прерогативой профессионалов-экспертов. В полной мере воспользоваться всеми преимуществами работы с такими профи смогут только компании с высоким уровнем организационной культуры. Речь идет в первую очередь о стабильности и проработанности всех процессов, наличии четких стандартов работы и внятных критериев результативности, целостности и непротиворечивости систем менеджмента и планирования. Неразвитость и нелогичность бизнеса, отсутствие сбалансированности в отношениях со всеми подрядчиками не позволят даже самому продвинутому и опытному провайдеру полноценно встроиться в общий процесс работы.

Руководитель направления Business Resources кадрового агентства «Юнити», один из ведущих экспертов рынка комплексных решений и аутсорсинга бизнес-процессов. Работала в ManpowerGroupSolutionsRussia сначала на позиции менеджера по работе с клиентами, далее заняла пост директора. Является инициатором перехода от простого процесса предоставления персонала к многофункциональному сервисному обслуживанию клиентов. Общий стаж работы на кадровом рынке более 20 лет. Кандидат химических наук.

Татьяна Голубина
Фото: Фото предоставлено Татьяной Голубиной

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
36
ТОП 5
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления