В марте исполняется пять лет с перехода военного оркестра расформированного автомобильного училища в областную филармонию – по сути, с момента спасения единственного в то время профессионального оркестра, который мог играть на военных парадах и похоронах VIP-персон. В канун Дня защитника Отечества художественный руководитель и бессменный дирижер оркестра подполковник Игорь Ежов пришел в редакцию Chelyabinsk.ru поговорить о музыке и армии.
Игорь Ежов почти 20 лет возглавлял военный оркестр Челябинского высшего военного автомобильного командно-инженерного училища (ЧВВАКИУ), но не жалеет, что теперь работает в филармонии: «Сейчас условия, конечно, лучше – и у нас, и в армии. Директор филармонии Алексей Пелымский нам очень помогает с инструментами, с костюмами, и вообще дирекция очень благожелательна. Да и престиж армии сейчас вырос: девушки стали снова приезжать на дискотеки в лётное училище, зарплаты хорошие стали – защитник же должен думать о защите государства и быть обеспечен. Не как у нас было, когда я с оркестром не знал как выжить, а офицеры извозом занимались...»
После ухода с военной службы не все музыканты знали меру в отдыхе, с кем-то пришлось расстаться, кого-то сманили более выгодные условия. Но вспоминать трудные времена Ежов не очень любит, больше сосредоточен на нынешних делах: «Работы у меня стало больше, минимум по восемь часов сижу перед компьютером – ищу музыку, переделываю, иногда мне помогают с аранжировками. Инструментовка – творческий процесс, времени требует. И сразу приходится готовить три концерта – например, сейчас на 23 Февраля всё уже готово, на пятилетие оркестра 14 марта делаем, в апреле другой концерт с хором (Антонин Брукнер написал Мессу для духового оркестра и смешанного хора, очень оригинальное произведение, но в его время не было саксофона, а у меня гобоя нет и некоторых других, нужно заменять, работать). На концертах у нас программа разнообразная, и 22 февраля тоже будет не только военно-патриотическая. Некоторые вещи приходится по несколько раз переучивать – никак не даются с первого раза. Например, увертюру к “Летучей мыши”, она ведь сложная, и для симфонического оркестра создана, но нам нужно такое играть, чтобы оркестр рос. Также есть программа на все случаи жизни – вальсы, танго, марши, фокстроты, песни 60-70-х, попурри, музыка из фильмов».
Кроме концертов, на оркестре Ежова – праздничный парад 9 Мая. Дирижер поправляет – не парад, а торжественное построение, парад Челябинску не положен.
«В Москве с января начинают собирать репертуар и репетировать гимн, фанфары, прохождение торжественным маршем, у нас скромнее, и начнем подготовку в марте. Кроме нас, еще есть оркестры лётного училища и полка Внутренних войск, требуются сводные репетиции. Кроме музыкальной точности нужно, чтобы музыканты правильно стояли, ведь духовой оркестр не только слушают, его еще и смотрят, тем более с трибун, – подчеркнул Игорь Ежов. – Но я уже хочу отойти от этого: передо мной другие задачи, у нас постоянно выездные концерты, и могут быть накладки. Пока что я стою главный, а дирижеры двух военных оркестров помогают мне, это нормальная практика. Представьте – на Красной площади стоят 1200 музыкантов, и дирижер в центре, а у него также стоят ассистенты и ретранслируют его сигналы».
Игорь Ежов род. в 1962 г. в Барнауле. В 1989 г. с отличием окончил военно-дирижерский факультет Московской государственной консерватории им. Чайковского по специальности «организация военно-оркестровой службы, дирижирование оркестрами и руководство ансамблями». Затем проходил службу в Западной группе войск в ГДР в должности военного дирижера артиллерийской бригады, потом руководил дивизионным оркестром в Чебаркуле. С 1993 г. служил в качестве военного дирижера в ЧВВАКИУ. На протяжении многих лет оркестр являлся победителем смотров-конкурсов штатных военных оркестров Приволжско-Уральского военного округа. С 1 марта 2011 г. по решению губернатора на базе Челябинского государственного концертного объединения создан Концертный духовой оркестр, ставший преемником военного оркестра автомобильного училища. Игорю Ежову присвоение звание «Человек года» (в номинации «Культура и искусство») и знак отличия «За заслуги перед Военно-оркестровой службой России». В 2008 г. он удостоен звания «Заслуженный артист РФ».
Несмотря на разнообразную концертную программу и желание отойти от управления торжественным построением на 9 Мая, Игорь Алексеевич оценивает музыку в том числе как средство мобилизации патриотизма: «Оркестр – визитная карточка полка, он в неспокойное время должен поддерживать дух. У России сейчас непростой период, патриотизм должен повышаться, а музыка для того и существует, чтобы не только помогать отдохнуть, но и погордиться за свою страну, начать что-то делать для государства. Музыка не только дает удовольствие, но и мобилизует».
Говоря о мобилизации, Ежов тут же вспоминает систему, принятую во многих военных оркестрах: в «резерв» оркестра приглашали ребят 13-14 лет, из них растили музыкантов – сначала он воспитанник, затем военную службу в том же оркестре проходит, а потом остается на контракт. Такая система подпитывала оркестр, и не было необходимости приглашать музыкантов со стороны. Дирижер сокрушается, что теперь от нее многие отказываются: «У меня казарма была отдельная, возможность учиться, набирал ребят по области, но при одном условии – поступить в музыкальное училище. Мамы были довольны, им было легче – семьи-то неполные, из иных городов вообще родители сами приезжали и просили взять их сына воспитанником, потому что у них там обстановка плохая. У меня был полноценный оркестр, очень хорошие музыканты, могли без контрактников справляться, приехали однажды в Екатеринбург, и у меня 40 человек – как в оркестре штаба! Наш оркестр славился, первые места занимал, был одним из лучших военных оркестров России. К сожалению, не все дирижеры поддерживают такую систему, не хотят возиться...»
«Возиться» Ежову приходилось и во время службы в Германии: «Каждые полгода ездил на призывной пункт, куда со всего Союза привозили пополнение. Первые наврали мне, после этого случая брал с собой инструменты и проверял на месте их способности. Попался один закончивший музыкальное училище на валторне и другой – воспитанник военного оркестра. Были и самоучки, талантливые очень, кто уже через неделю мог на инструменте играть; молдаванин один на трубе играл – заслушаешься! А по нотам играть не мог точно и ровно, как гимн, зато веселые мелодии замечательно мог. Концерты я делал, приезжали на КАМАЗе, борта раскидывали и прямо в кузове исполняли часовую программу. Немцы очень хорошо слушали, порядок у них и дисциплина, воспитанные очень, нам далеко до их уровня».
Будучи не только музыкантом, но и военным, подполковник Ежов любит цитировать Суворова, предпочитает системный подход, ценит дисциплину и воспитанность, но знает меру.
«Тосканини говорил: “Покажите мне доброго дирижера – и я вам покажу плохой оркестр”. Это разумно; я не могу назвать себя строгим, но иногда нужно голос повысить, взбодрить коллектив. Строгость нужна, особенно если коллектив большой, и на третий час репетиции уже устают, отвлекаются. Еще ведь темпераменты разные у всех, их нужно собрать воедино. И играют не всегда так, как нужно, а как им хочется».
Сам Игорь Алексеевич на любимом инструменте почти не играет, объясняет – нужно делать что-то одно: «Иногда, если приду в академию культуры, возьму контрабас и поиграю немножко. Когда учился, мог на нем весь день играть. А вот на духовом инструменте физическая нагрузка больше – и на дыхательный аппарат, на легкие, и на губы, максимум три часа репетиция, иначе губы устают, и есть опасность их “переиграть”, а это уже не исправишь... Поэтому нужно знать меру и правильно планировать время».
Почти 49% участников опроса на 74.ru считают, что мужчина обязательно должен отслужить в армии. Более трети полагают, что это бессмысленное занятие. Свыше 17% респондентов затруднились ответить. С начала недели в опросе приняли участие более двух тысяч пользователей сайта.
Игоря Ежова зазывали и в столицу, и в родной для него Барнаул, но дирижер не согласился: «Приглашали меня в Москву начальником курса. Приехал, побыл три дня, вернулся – прикипел к Челябинску, оркестр хороший. Как ни странно, не захотелось из Челябинска и на родину уехать, в Барнаул. Хотя Алтайский край очень красивый, и друзья даже спрашивали: “Как ты мог променять такие места шикарные в Горном Алтае?” Но, наверное, Богу так было угодно, судьба такая. Видимо, если на роду написано – не уйдешь. Не жалею, что так сложилась жизнь, я же занимаюсь любимым делом. Творческий процесс мучительный, но когда результат видишь – приятно, жизнь замечательная».
Фото: Фото Олега Каргаполова, Надежды Пелымской и из архива ЧГКО