«Бедные наивные «жуки»! Вы, наверно, твердо уверены в том, что все это – слава, бешеные деньги, рев и визг поклонников, визиты к королям – все это навсегда и по заслугам. Но готов биться об заклад, что протянете вы еще год-полтора, а потом появятся молодые люди с еще более дурацкими прическами и дикими голосами, и все кончится!..».
Это цитата из статьи советского композитора Никиты Богословского в «Литературной газете» за 1964 год. Называлась статья «Из жизни «пчел» и навозных жуков», речь в ней шла о музыкантах группы The Beatles, звезда которых только-только взошла. О феномене The Beatles и челябинском фестивале битловской музыки «Весенний beat» мы говорили с музыковедом, преподавателем ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского Натальей Риккер и знатоком наследия ливерпульской четверки, заместителем председателя оргкомитета фестиваля Михаилом Гольцфарбом.
– Хотелось бы начать разговор со значимости The Beatles для челябинцев, насколько велика в нашем городе армия битломанов?
Михаил Гольцфарб (М. Г.):
– Все начиналось с «битловских посиделок» Валерия Ярушина. А в 2000 году, когда в Челябинске впервые отмечали юбилей Джона Леннона (60 лет), концерт в театре драмы прошел с таким успехом, что на следующий день на заседании Челябинской городской думы было принято решение – одну из улиц города назвать именем Джона Леннона.
– Чего так и не было сделано.
Наталья Риккер (Н. Р.):
– Я думаю, потому что не было активного лоббирования со стороны музыкальной общественности, а со стороны горожан не было убедительной поддержки этой идеи. Надо признать, что достаточно большая часть нашего общества до сих пор относится к наследию The Beatles как к чему-то чуждому, несмотря на то, что во всем мире, и в нашей стране тоже, оно признано классическим музыкальным наследием. В связи с этим сразу вспоминается статья Никиты Богословского. При всем уважении к советскому классику приходится констатировать, что он был не прав.
– Удивительно, но эта советская нетерпимость проявляется и сегодня.
– Н. Р. Поэтому и не случилось улицы Джона Леннона в Челябинске. Вероятно, в подсознании этих людей сохранилась прежняя идеология, когда была развернута целая кампания против «низкопоклонничества перед Западом». Почему мы все время говорим о том, что девиз нашего фестиваля: культурная интеграция? Потому что в искусстве, в музыке нет территориальных и политических границ. Да, очень важна наша музыкальная и культурная идентичность, но при этом нельзя не понимать, что современная музыка во многом выросла из стилистики The Beatles.
– И на известных челябинских музыкантов музыка этой группы также оказала существенное влияние.
– М. Б. На этой музыке вырос ансамбль «Ариэль». Я помню, когда эта группа еще называлась «Аллегро», то они пели только The Beatles. И потом «ариэлевские» обработки русских народных песен были основаны на стилистике The Beatles. Да и сейчас челябинские музыканты, работающие в разных стилях, с удовольствием исполняют музыку знаменитой ливерпульской четверки. Среди них немало музыкантов, исполняющих классическую музыку. Челябинцы наверняка помнят и любят программу симфонического оркестра оперного театра «The Beatles: симфонические метаморфозы», которая родилась, когда главным дирижером был Антон Гришанин. В нашем фестивале участвовал камерный оркестр «Классика» под управлением Адика Абдурахманова, который также исполняет музыку в этой стилистике. Наши джазовые музыканты с удовольствием играют музыку The Beatles. Музыка этой группы сегодня звучит в разных стилях: от рока до классики.
– И надо сказать, за три прошедших фестиваля его аудитория сильно выросла.
– М. Б. Да, и на наши «битловские посиделки» люди приходят с удовольствием. Причем это самые разные возрастные категории – есть среди слушателей и совсем молодые люди, есть и убеленные сединами. И сегодня некоторые скептики говорят, что все уйдет вместе с нашим поколением. Я так не думаю. Вот вам пример: наша челябинская школьница стала победителем конкурса в «Битловском часе» на радио «Эхо Москвы». И когда ее пригласили на радио, она рассказала, что впервые узнала о The Beatles на концерте, посвященном 70-летию Джона Леннона, а потом стала интересоваться историей и музыкой группы. Я как услышал это, прямо к потолку вознесся. (Смеется.)
– О чем на ваших посиделках идет разговор?
– Н. Р. Это концерты, викторины. Термин «посиделки» мы применяем потому, что изначально на этих концертах сложилась клубная атмосфера, очень душевная. Очень свободно чувствуют себя и публика, и музыканты, есть ощущение единения. По своим студентам могу сказать, что поколение 1990-х с большим интересом относится к музыкальной стилистике 60-70-х прошлого века. Этот интерес настолько активен, что они готовы работать волонтерами на нашем фестивале «Весенний beat», приходят на все наши лекции-концерты. Они не видят в музыке того времени ретро-эстетику, они ее считают современной.
– Кстати, выставки во время фестиваля убеждают, что фанатов The Beatles в Челябинске предостаточно.
– М. Б. Хотя у нас все началось намного позднее расцвета группы, ведь в Советском Союзе ничего, что относилось бы к The Beatles, было нельзя найти. Я первую фотографию группы увидел в 1966 году, был тогда еще школьником, и к нам случайно попал журнал «Англия» на русском языке. Так мы еле дождались конца уроков, чтобы бежать в фотоателье и переснять его. Кстати, когда я начал собирать материалы о том, что советская пресса писала о The Beatles в 60-70-х годах, то сделал открытие: в библиотеках все статьи о группе тайком вырезались битломанами из журналов и газет того времени. (Смеется.) Но настоящая волна собирательства началась в 90-х годах, когда многое стало доступным. Но это не в плане коллекционирования, потому что у коллекционеров очень узкая направленность, лично я собираю все, что связано с The Beatles. И понятно, что все это покупается не за большие деньги, что это не раритеты, которые стоят очень дорого. Кстати, о раритетах, сейчаc порой до абсурда все доходит, то локон Джона Леннона продают, то удаленный зуб. Надо в рамках себя держать, не сходить с ума. (Смеется.)
– Н. Р. Надо признать, что в своем продукте мы от оголтелого фанатизма ушли сразу, потому что The Beatles – предмет нашей любви, но не фанатизма. Нас нельзя отнести к идолопоклонникам. Мы не устраиваем аукционов по продаже локонов, зубов и прочего, для нас важна музыкальная эстетика, которая давно вписана в музыкальную эстетику мира и нашей страны. И четырехлетнее существование фестиваля, который сегодня включен в план культурных мероприятий Челябинской области, показывает, что команда делает это профессионально, и есть определенный интерес у общественности к этому движению.
– Расскажите о нынешнем фестивале.
– Н. Р. В числе хедлайнеров нынешнего фестиваля уже известный челябинцам музыкант из Германии Андреас Геффарт, а также немецкая группа Flunder (в переводе «Камбала»). Кстати, челябинская публика их уже слышала, но в составе «Бундес Джаз-оркестра» под руководством Нильса Кляйна, солистами которого они являются. Теперь музыканты приезжают малым составом, им очень понравилась наша аудитория. И представят программу собственной авторской музыки, в которой будет существенная часть джазовой интерпретации битловского наследия. Приезд немецких музыкантов стал возможным благодаря поддержке Генерального консульства Германии в Екатеринбурге. Участие в фестивале примет известная певица и автор песен из Петербурга Марина Капуро. Конечно же, будет наша группа Live’R’Pool в союзе с вокалистом Амиром Исламовым. Группа Jazz Brassers готовит свою программу. Кульминацией фестиваля «Весенний beat» станет гала-концерт 2 апреля в зале имени Прокофьева, в связи с чем хочу выразить огромную благодарность нашей филармонии.
– В этом году вы впервые в программе фестиваля заявили конкурс двойников, с чем это связано?
– Н. Р. Это то, что сейчас принято называть event, что в определенном смысле работает на популяризацию тематики фестиваля, имеет легкую просветительскую функцию – если благодаря внешнему сходству человек узнает о Джоне Ленноне или о Мэрилин Монро, о Тимоти Лири и так далее, то это неплохо. А может быть, кто-то похож на Хрущева – это тоже значительная фигура в эстетике 1960-х, который, кстати, боролся с «низкопоклонниками Запада» и с «формализмом». Этот конкурс дает его участникам безграничный океан для фантазии.
– А начнется фестиваль уже популярной «Битвой хоров»?
16 марта во Дворце пионеров и школьников в ней примут участие 16 хоровых коллективов из Челябинска, Магнитогорска, Трехгорного, Миасса, Копейска, Увельского района. Две трети участников – новые коллективы, на прошлом фестивале их не было. Нам в этом году помогает министерство образования и науки Челябинской области, и очень многие руководители детских хоровых коллективов заявили об участии в мероприятии, им близка эта эстетика. Они обращаются к разным музыкальным жанрам 60-70-х, не только к «Битлз». Это будет яркое зрелище – все в костюмах, все не только хорошо поют, но и прекрасно двигаются. Напомню, что вход на «Битву хоров» свободный.
– Творческие встречи с музыкантами будут?
В этом году у нас появился новый партнер – выдающийся композитор, бэнд-лидер Георгий Анохин со своей студией Baby Jazz. Его студенческий биг-бэнд из Южно-Уральского государственного университета будет гостем «Битвы хоров», это некий мастер-класс исполнительского мастерства. Кристина Рыжковская покажет вершины вокального мастерства, такие встречи для маленьких вокалистов очень ценны. А на мастер-классе в публичной библиотеке Георгий Анохин, Игорь Борискин, Станислав Бернштейн и Константин Щеглов расскажут об опыте джазового музицирования и презентуют учебное пособие студии Baby Jazz для педагогов по фортепиано и для их воспитанников «Играем джаз». Это будет в публичной библиотеке 21 марта. Вход также свободный.
Полная программа фестиваля на сайте.
25 марта известный бизнесмен и коллекционер Евгений Найш также в публичной библиотеке будет рассказывать о музыкантах, которые интерпретировали «Битлз» в джазе. У него богатая коллекция уникальных виниловых дисков, музыка будет воспроизводиться на хорошей аппаратуре. А сам Евгений Найш – великолепный харизматичный рассказчик. В этот же день в публичной библиотеке откроются две выставки, посвященные творчеству «Битлз» и нашим фестивалям.
А завершится «Весенний beat» в Челябинске 3 апреля мастер-классом группы Flunder для студентов, школьников, профессионалов во Дворце пионеров и школьников. Точку же мы поставим концертом в Копейске – в ДК имени Кирова 3 апреля состоится музыкальный диалог между Россией и Германией. Со стороны России будет Марина Капуро и группа «Копейск-ретро», со стороны Германии – Андреас Геффарт.
Фото: Фото Олега Каргаполова, Татьяны Тихоновой и Евгении Марковой