RU74
Погода

Сейчас-16°C

Сейчас в Челябинске
Погода-16°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -20

1 м/c,

сев.

732мм 92%
Подробнее
3 Пробки
USD 102,41
EUR 104,86
Город Смешались в мессе хор и трубы

Смешались в мессе хор и трубы

Музыка, созданная в прошлом для церкви, сегодня звучит в концертном зале – никакого кощунства в этом нет. Духовную музыку часто писали великие композиторы. И сегодня это классика, предназначенная для всех и каждого. Гармоничная, невероятно красивая, возносящая к небесам. 18 апреля в филармоническом зале имени Сергея Прокофьева состоится премьера премьер. Впервые в музыкальной истории Челябинска публике будет представлено одно из красивейших произведений духовной музыки – Месса №2 ми минор для духового оркестра и смешанного хора Антона Брукнера.

1 из 4

От красивого к сложному

Само имя Антон Брукнер у широкой российской аудитории не на слуху. Произведения этого композитора в нашей стране исполнялись и исполняются крайне редко. Особенно его духовная музыка. Поэтому челябинцам несказанно повезло – руководителя камерного хора имени Валерия Михальченко Ольгу Селезневу заинтересовала оригинальность второй мессы Антона Брукнера. Она была создана для смешанного хора и духового оркестра – довольно редкостное сочетание для этого жанра. Объясняется все тем, что композитор писал мессу для исполнения под открытым небом при освящении нового собора, и духовой оркестр здесь был вполне уместным.

Начало концерта в филармоническом зале им. С. Прокофьева 18 апреля в 18:30. Билеты уже в продаже.

«Мне хотелось найти что-то масштабное, значительное для новой программы с Уральским духовым оркестром под управлением Игоря Ежова, – рассказала Ольга Селезнева. – Потому что наши предыдущие совместные премьеры прошли с большим успехом. В Интернете я нашла Мессу ми минор №2 Брукнера, послушала произведение в записи и оно меня просто заворожило своей красотой. Это потрясающая музыка».

Руководитель духового оркестра, заслуженный артист РФ Игорь Ежов с коллегой согласился: «Нежная, порой воздушная музыка, особенная гармония, красивый диалог между оркестром и хором, некое полифоническое противосложение».

Дирижер не предполагал, какие трудности ждут его впереди. Оказалось, нотного текста этой мессы для духового оркестра нет даже в Москве. Партитуру ему прислали с Украины. Но открыв ее, Игорь Ежов понял, что аранжировку придется делать заново.

«Дело в том, что Брукнер писал эту музыку для духового оркестра XIX века, – объяснил дирижер. – Когда в его составе не было ни флейты, ни саксофона, ни тенор-баритона, ни бас-гитары, ни ударных инструментов... Пришлось делать кардинальное переложение, чтобы включить в работу весь свой оркестр. Решился я на это не без волнения. Но, когда сделал первые наброски и послушал их на компьютере, немного успокоился».

Ольга Селезнева
Игорь Ежов
Камерный хор
1 из 3
Ольга Селезнева

У камерного хора были сложности другого порядка. «Переложением я не занималась, – говорит Ольга Селезнева. – Все, что было написано самим Брукнером, с тем мы и работаем. Мы четко следуем партитуре. Когда я послушала эту мессу, то решила, что особых трудностей не должно быть. Но в процессе работы поняла, почему современники назвали Антона Брукнера "Палестриной XIX века" (Джованни Пьерлуиджи да Палестрина – выдающийся итальянский композитор XVI в., непревзойденный мастер хоровой полифонии. – Прим. авт.). Месса написана для восьмиголосного смешанного хора. Уже непросто. Но помимо этого в ней есть большие интонационные скачки, перекрещивание голосов, быстрая смена динамических оттенков, встречаются необычные для восприятия гармонии... Надо быть настоящим виртуозом, чтобы все это исполнить безукоризненно. Мы трудимся сегодня в поте лица. Но я уверена: артисты хора справятся».

Челябинский эксперимент

И в XIX веке, и сегодня дирижеры и исполнители считают произведения Антона Брукнера сложными. В XIX и XX веках даже существовало мнение, что Брукнер был слабым оркестровщиком, что давало повод переоркестровывать его произведения. Однако в настоящее время подавляющее число дирижеров предпочитает исполнять сочинения Брукнера, ориентируясь исключительно на оригинальный текст партитур. Не случайно Антона Брукнера называют сегодня самым прогрессивным композитором XIX века. Он нашел своих исполнителей и своего слушателя в XXI веке.

Антон Брукнер (1824–1896, Вена) – австрийский композитор, органист, музыкальный педагог, известный в первую очередь своими симфониями, мессами и мотетами (жанр многоголосной вокальной музыки).

Еще одна немаловажная деталь: композитор обладал обширным багажом знаний, всю свою жизнь он не уставал учиться. Свое первое значительное произведение Брукнер написал, когда ему было около сорока лет. Известность к нему пришла, когда композитору было около шестидесяти. И все свои интеллектуальные накопления Антон Брукнер вкладывал в собственную музыку. Вероятно, еще и поэтому его постоянно сравнивали то с Палестриной, то с Шубертом, то с Вагнером... Композитор-романтик сумел в своем творчестве воплотить множество стилей. И этим он тоже сложен.

По признанию Ольги Селезневой и Игоря Ежова, работа над мессой Антона Брукнера стала для двух известных челябинских коллективов не только испытанием на профессионализм, но и неким экспериментом. Судя по тому, что автор этой статьи услышал на репетиции камерного хора, для челябинской публики премьера станет настоящим открытием во всех отношениях.

1 из 3

«Эта музыка прекрасна во всем: и в сочетании звучания хора и духового оркестра, и в многоголосии. Как я уже сказала, звучит восьмиголосный хор, хотя чаще всего мессы писались на четыре голоса. При этом каждая из восьми партий наделена собственной музыкальной темой, – завершила разговор Ольга Селезнева. – Красота необычайная во всем: в многоголосии, в гармониях, в музыкальных красках, которые очень свежи, в том, что музыка очень возвышенная».

Как выяснилось, в Европе эта месса исполняется довольно часто. Если говорить о нашей стране, то в Интернете можно найти только одну запись – месса звучит в исполнении Российской государственной симфонической капеллы под управлением Валерия Полянского и Российского государственного симфонического оркестра. Тем более приятно, что премьера этого произведения состоится в Челябинске.

Фото: Фото из архива Челябинской филармонии

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
6
ТОП 5
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
«Городские легли под пиндосов»: какой получилась антиутопия Алексея Иванова о Магнитке, Челябе и «Гринписе»*
Дарья Милославская
Мнение
«Идеальный водитель — исключение из нормы»: урбанист — о том, как бороться со смертельными ДТП в Челябинске
Григорий Шевченко
урбанист, общественный деятель
Рекомендуем
Объявления