Критика в адрес городских властей актуальна и требует реакции, новый импульс развитию города может дать саммит ШОС, экологические проблемы во многом связаны с растущим автопарком, а спасти общественный транспорт можно только сообща и убрав дублирующие маршруты. Об этом 29 марта в отчете перед депутатами гордумы заявил глава Челябинска Евгений Тефтелев. Что думает градоначальник о работе дорожных служб, почему считает областной центр европейским городом и кого предложили уволить народные избранники – в материале Chelyabinsk.ru.
«Пришло время персональной ответственности»
«Критика в мой и администрации адрес очень актуальна, имеет место и по ней нужно реагировать. При всех объективных причинах управление дорожного хозяйства и администрации районов работали не в полной мере, слабо контролировали "Южуралавтобан". Сегодня я поручил Шабалину (начальник управления дорожного хозяйства. – Прим. авт.) и Алейникову (замглавы Челябинска по дорожному хозяйству. – Прим. авт.) начать подготовку к зиме, составить дорожную карту по уборке снега и учесть критику, – заявил Евгений Тефтелев. – Время уговоров прошло, пришло время персональной ответственности; прошу депутатов всех уровней строго спрашивать с управляющих компаний и ответственных лиц».
В своем отчете Евгений Тефтелев отметил, что в прошлом году администрации города удалось вернуть в муниципальную собственность землю в районе «Калибра», вернуть автовокзал в район железнодорожного вокзала, открыть сквер «Семейный» в Ленинском районе, завершить транспортную развязку на улице Новомеханической. Но также заметил, что год прошел под знаком санкций ЕС и США и ответных санкций России, с чем можно связать снижение уровня реальной зарплаты на 8,2%. Администрация города будет продолжать работу по созданию Агентства инвестиционного развития Челябинска.
«Средняя среднемесячная зарплата в Челябинске за 2015 год выросла на 4,7% и составила 32,7 тысячи рублей, а это ниже, чем в Екатеринбурге, где около 40 тысяч, – сказал градоначальник. – За год мы выросли, численность горожан составила 1,192 тысячи человек. Надо стремиться к уровню Екатеринбурга. Думаю, мы с вами заберем часть Сосновского района и будем дальше расти».
Евгений Тефтелев отметил также, что за 2015 год пришлось три раза оптимизировать бюджет: «Мы с вами трижды резали по живому, объем поступлений в бюджет снизился на 1,8 миллиарда, в том числе сократились поступления по земельному налогу на 654 миллиона».
Новое развитие глава Челябинска видит в саммите ШОС и БРИКС, который может пройти в южноуральской столице в 2020 году: «Это хороший стимул пересмотреть отношение ко многим сторонам городской жизни. Принято решение об организации всероссийского конкурса для разработки архитектурно-градостроительной концепции города, определяющей идеологию развития центральной части Челябинска, создания на ее территории исторического центра «Дореволюционный Челябинск», территории с туристическим маршрутом для гостей города. Предстоит масштабное строительство, за пять лет предстоит построить конгресс-холл, отремонтировать городские дороги и провести реконструкцию аэропорта, благоустроить набережную, около 19 новых гостиниц появится в Челябинске. Еще одна задача – улучшить экологическую ситуацию, в областном центре она достаточно важная. Для этого необходимо построить новый полигон отходов и провести рекультивацию свалки».
«Претендуем на звание европейского города»
Отвечая в дальнейшем на вопросы депутатов касательно экологических проблем, Тефтелев заявил, что Челябинск – европейский город, а вопрос строительства Томинского ГОКа должен быть тщательно проработан специалистами.
«Мы реально претендуем на звание европейского города – у нас более полумиллиона машин», – ответил глава Челябинска на вопрос депутата Пашина про выбросы предприятий.
Депутату гордумы Константину Нациевскому, спросившего главу о личном отношение к проекту Томинского ГОКа, Евгений Тефтелев ответил, что этот вопрос достаточно освещался в СМИ, и по инициативе губернатора проведен опрос жителей города. «Сегодня необходима дополнительная экспертиза, аудит, так как руководство ГОКа подает согласованные экспертизы и считает себя экологически чистыми, эти вопросы нужно довести до конца и принять окончательное решение», – заявил челябинский мэр, поддержав инициативу депутата о создании городского экологического совета.
Также Тефтелев говорил о необходимости сделать празднование 280-летия Челябинска ярким праздником и пошутил, что нужно построить высокоскоростную магистраль не только до Екатеринбурга, но и до Магнитогорска.
Как спасти общественный транспорт
Не обошел мэр стороной и проблемы муниципального транспорта.
«Мы трижды останавливали банкротство МУПов, на них ушло свыше 800 миллионов, подрезали ради этого многие статьи бюджета, чтобы нормализовать их работу – это же не может продолжаться до бесконечности! – заявил Евгений Тефтелев. – Нелегко нам далось решение о повышении тарифа и не удалось переломить экономическую ситуацию – главным образом, из-за дублирования маршрутов. Арбитражный суд снова рассматривает дела о несостоятельности МУП "Челябавтотранс" и "ЧелябГЭТ". Депутаты справедливо критикуют руководителей управления транспорта, но нам нужно вместе разработать к июню новую маршрутную сеть, убрать нелегальных перевозчиков. Мы не можем постоянно из бюджета дотировать предприятия, которые должны сами зарабатывать. Не будет эффективного управления – будут увольнения».
Отказались признать работу главы и администрации Челябинска удовлетворительной только Виталий Пашин и Константин Нациевский. Зато в вопросе увольнений с главой города согласились многие депутаты. Они не стали заслушивать доклады начальника городского управления транспорта Олега Козлова, и сразу перешли к вопросам.
«По инициативе гортранса мы приняли повышение тарифа на проезд, взяли на себя ответственность перед избирателями, а какая ответственность у руководства управления за то решение и этот план? – спросил вице-спикер Челябинской гордумы Илья Мительман. – Ситуация ухудшилась, пассажиропоток ушел, а кто отвечает за это? Главе города виднее, ему принимать решение по персоналиям».
«Да, мы приняли те, как считают многие, непопулярные меры, но мы подняли доходы автопарка и электротранспорта, – заявил Олег Козлов. – Эффект виден только через полгода. Пассажиропоток снизился, но в доходах мы выиграли. А снижение есть и у частных перевозчиков – люди стали меньше ездить по магазинам, но не потому, что билет стал дороже на пять рублей».
После этого выступил Константин Нациевский и предложил Олегу Козлову добровольно уйти в отставку. «Евгений Николаевич, у вас опыт и седины, – обратился Нациевский к градоначальнику. – Но вокруг вас работают люди, которые вас подставляют».
Депутат гордумы Дмитрий Довженко спросил Олега Козлова, как бы тот расценивал свою работу, будь он парламентарием.
«Аж не по себе стало, – ответил начальник управления транспорта. – Я услышал посыл товарища Нациевского и подумаю. Преференций не прошу».
Пока главный транспортник города отвечал депутатам, в президиуме тоже не молчали – сначала Илья Мительман и Евгений Тефтелев горячо спорили, затем глава города выразил спикеру гордумы Станиславу Мошарову недовольство затянувшимся обсуждением.
«Давайте без дискуссий, все уже высказали мнения на комиссиях, – подвел итоги бурному заседанию Станислав Мошаров. – Дело не в Олеге Викторовиче лично, а в работе системы. Поручим главе города держать ситуацию на контроле и ежемесячно докладывать. После этого охарактеризуем деятельность руководителей и рассмотрим персональную ответственность».
Начальнику управления дали срок до июля на реализацию программы развития городского транспорта, итоги его работы будут оценены в сентябре. На этом заседание гордумы объявили закрытым.
«Объективный нормальный разговор»
Глава города остался доволен прошедшим заседанием. «Объективный нормальный разговор шел, – прокомментировал корреспонденту Chelyabinsk.ru Евгений Тефтелев. – Многие вопросы обсуждались на комиссиях, все острые моменты остались там, а абсолютное большинство рассмотренных сегодня вопросов актуальны».
«Мы сегодня дали оценку, и разговор был достаточно серьезный, и заседания комиссий были достаточно серьезные, на комиссиях было задано более 50 вопросов. Мы понимаем недоработки городской администрации, в том числе по работе управления транспорта, есть ошибки, много было нареканий по зимней уборке снега, вообще по проблемам дорожного хозяйства, эти все вопросы были заданы главе, и хорошо, что в его отчете эти недоработки были отмечены, – сказал после заседания Станислав Мошаров. – Время на исправление ошибок есть, и надеюсь, что все замечания, высказанные депутатами как на комиссиях, так и на сегодняшнем заседании думы будут учтены в дальнейшей работе. И для нас важно не просто констатировать факт, что то или иное плохо, а найти варианты решения проблемы, понять причины. Вот и предприятия раньше убирали снег определенным образом, в этом году работали иначе. Может быть, дело в персоналиях, может быть – в финансировании, эти причины мы выясняем».
По информации Chelyabinsk.ru, отчет главы Челябинска за 2015 год неоднократно переписывался. «Изначально он очень был похож на доклады бывшего сити-менеджера Сергея Давыдова, – отметил источник нашего сайта. – Итоговый вариант значительно отличается от первоначального. Евгений Николаевич правильный выбор сделал, сосредоточившись на болезненных вопросах городского хозяйства и не уходя от критики. Этот отчет подробно рассматривался на комиссиях, буквально разобрали на молекулы. Может быть, многие ждали сегодня отставки главы города, но гордума не планирует инициировать ее в предвыборное время (сначала выборы в Госдуму, затем – президента), да и нет полномочий увольнять чиновников администрации, только давать рекомендации, чем депутаты активно пользуются».
Фото: Фото автора, с сайта Cheladmin.ru, предоставлено Челябинской городской Думой, видео предоставлено администрацией Челябинска