Экс-начальник управления муниципального заказа администрации Челябинска Александр Артемьев приговорен 11 апреля Центральным райсудом к девяти годам колонии строгого режима и штрафу в 450 млн. Давший ему взятку за нужные результаты аукциона директор ООО «Стройевроград» Владислав Кузнецов получил семь с половиной лет заключения и штраф в 500 млн, посредник между ними – гендиректор ООО «Челренталком» Алексей Анциферов – восемь лет и штраф в 450 млн рублей. Что просил у суда один из фигурантов дела и куда пропали 700 млн – в материале Chelyabinsk.ru.
Александр Артемьев обвинялся в получении двух взяток в сумме 7 657 484 рублей в октябре 2011 года, переданных Кузнецовым за оказанное содействие при заключении муниципального контракта по десяти муниципальным учреждениям здравоохранения на 1,7 миллиарда рублей, а также в получении взятки от директора МУП «ДРСУ» Волоскова в апреле-мае 2012 года в сумме 9 845 460 рублей за содействие при заключении муниципального контракта по благоустройству и ремонту дорог на 2,6 млрд рублей. Анциферову инкриминировали посредничество при передаче Артемьеву взяток от Кузнецова и Волоскова.
Кузнецов более года находился в международном розыске. Артемьева задержали 11 января 2013 года по обвинению в получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ). В тот же день в управлении муниципального заказа прошли обыски, а на следующий день суд принял решение об аресте чиновника.
Следователи допросили несколько десятков свидетелей, в том числе чиновников администрации города. Уголовное дело рассматривалось почти полтора года, отметила прокурор отдела гособвинителей областной прокуратуры Ольга Кузьмина, подсудимые заявляли множество ходатайств, приходилось допрашивать сотрудников аппарата мэрии, жителей Омска, где расследуется уголовное дело о преступном сообществе, которое проводило обналичивание средств по этой афере. В частности, свидетелем по делу проходил директор «Первой гильдии строителей», у которого работал Анциферов. Расследование завершили в управлении СК по УрФО, обвинительное заключение утверждал замгенпрокурора Юрий Пономарев.
Всю доказательную базу в более чем 50 томах суд положил в основу обвинительного приговора. По совокупности преступлений обвинение запросило для Артемьева 14 лет колонии строгого режима, Анциферова – 12 лет, Кузнецова – 9 лет колонии строгого режима; на каждого из подсудимых прокуратура просила наложить штраф в 500 млн рублей. Но суд уменьшил наказание, учтя смягчающие обстоятельства.
«Вся квалификация, данная органами следствия и поддержанная прокуратурой области в прениях сторон, нашла полное подтверждение и отражена в приговоре суда. Артемьев признан виновным по двум эпизодам получения взяток в особо крупном размере – 20 октября 2011 г. он получил от Кузнецова 3,8 млн за содействие в заключении муниципального контракта на 1,7 млрд рублей по десяти бюджетным учреждениям здравоохранения; 20 мая 2012 г. – 5,9 млн от директора МУП ДРСУ Волоскова за оказанное содействие при заключении муниципального контракта по благоустройству уличной и дорожной сети Челябинска на 2,6 млрд рублей. В обоих эпизодах посредником выступал Анциферов. Считаю, квалификация действий осужденных установлена судом правильно, – отметила Ольга Кузьмина. – В целом сторона обвинения удовлетворена установленным приговором. Были запрошены более высокие сроки, но с учетом совокупности всех смягчающих обстоятельств и отсутствия отягчающих размер наказания соответствует тяжести содеянных преступлений».
В качестве смягчающих обстоятельств при вынесении приговора были учтены наличие у подсудимых малолетних детей (один у Артемьева, трое – у Анциферова и двое – у Кузнецова), положительные характеристики, государственные награды у экс-начальника управления муниципального заказа и состояние здоровья всех подсудимых. Отягчающих обстоятельств судом не установлено.
В прениях все трое утверждали, что смысла давать и принимать взятку у Артемьева не было: он всё равно не имел полномочий, чтобы содействовать заключению контракта именно с Кузнецовым. Анциферов и его адвокат Александр Рязанцев, кроме того, утверждали, что их роль заключалась в подборе фирмы-поручителя, без которого «Стройевроград» не получил бы контракт по условиям аукциона. Артемьев в последнем слове напомнил судье Валентине Соколовой, что исчерпывающих доказательств его вины следствие так и не предоставило. Анциферов заявил, что не сидел бы на скамье подсудимых, если бы действительно был посредником при передаче взятки – законодательство освобождает от ответственности взяткодателей и посредников, если они дают показания о мздоимце.
Артемьев и Анциферов работали оперуполномоченными ОБЭП УВД Центрального района Челябинска в 2000–2003 гг., затем Анциферов подался в коммерческую деятельность, а Артемьев перешел на муниципальную службу.
Самым объемным стало последнее слово Владислава Кузнецова, который напомнил судье, что представленные следствием доказательства так и не подтвердили факта сговора бизнесмена и чиновника: в сентябре 2011 года, когда, по версии СКР, директор «Стройеврограда» предложил начальнику управления муниципального заказа взятку, они даже не были знакомы.
«Впервые мы увиделись в октябре, когда “Стройевроград” уже выиграл аукцион, – отметил Владислав Кузнецов. – Я приехал в управление, чтобы выяснить, сколько договоров готовить – один на все больницы или по числу медучреждений. Разговаривали с Артемьевым не больше пяти минут».
500 млн руб – максимальный штраф, который предусмотрен Уголовным кодексом РФ. Размеры штрафа обусловлены статьями УК, которыми предусмотрена безальтернативная санкция – 70-кратный размер взятки.
Относительно второго скользкого момента – утверждения следствия, что Артемьев настаивал на том, чтобы «Стройевроград» в качестве поручителя выбрал именно рекомендованную Анциферовым омскую компанию «Империя» – Кузнецов также заявил, что никакой договорённости не было: ООО «Империя» привлекла бизнесмена тем, что просила за свои услуги меньший процент, нежели челябинские поручители, вдобавок омичи ожидали деньги только после заключения контракта.
«Виновность, моя и Артемьева, – плод домыслов следователя!» – резюмировал Владислав Кузнецов.
«Про «Стройевроград» из материалов дела ясно, что эта компания была создана нарочно под контракт в 1,7 млрд рублей. По всей вероятности, за ним стоят влиятельные финансовые люди, которые не привлечены к ответственности, – отметила гособвинитель. – Случилось нечто из ряда вон выходящее – после заключения контракта на 1,7 млрд рублей сумма была якобы уменьшена до 1 млрд, а 700 млн были выданы Кузнецову в виде аванса, и куда они делись – неизвестно».
Артемьев отказался давать показания, Анциферов заявил, что совместные дела были гражданско-правового характера, и ему можно инкриминировать максимум мошенничество по предоставлению фиктивных поручений. Кузнецов вообще просил его оправдать, утверждал, что не был знаком с Артемьевым, но в суде связь между ними была установлена».
Фото: Фото автора