Депутаты Челябинской городской думы на заседании комиссии по экономике, муниципальному имуществу и городской инфраструктуре в среду, 20 апреля, подняли тарифы на садовые маршруты на 33,3%. Управление транспорта объяснило такую меру экономической необходимостью, и почти все депутаты с этим согласились. Какие варианты рассматривала рабочая группа, с какими трудностями столкнутся челябинцы в начале мая, во что играют гордума и три МУПа – в материале Chelyabinsk.ru.
«С 1 мая по 15 октября начнут работу 12 садовых маршрутов в Челябинске и 17 – за чертой города. Мы сохраняем объем льгот в полной мере, и повышаем тариф всего на 33,3% для всех категорий, – отметил начальник управления транспорта Олег Козлов. – Принятие этого решения необходимо для организации садовых маршрутов. Субсидии из бюджетов составят 26 млн 900 тысяч рублей, в том числе 14 млн 200 тысяч из городского бюджета, непокрытый убыток составит 13 млн 978 тысяч рублей».
Позиция управления транспорта вызвала понимание у депутатов. Председатель комиссии по экономике Александр Вышегородцев подчеркнул, что рассматривались и другие варианты: «На последней рабочей группе говорили, что тяжелая финансовая ситуация, рассматривался вопрос о повышении тарифа на садовые маршруты в 2-2,5 раза. В связи с тем, что мы понимаем – это социально значимые маршруты, было предложено провести индексацию, в которую закладывалась объективная экономическая составляющая».
Депутата Илью Исайчука заинтересовало, есть ли у города машины в достаточном количестве, чтобы покрыть садовые маршруты. Олег Козлов ответил на это, что всё зависит от получения субсидий на ремонт имеющихся автобусов: «Нам будут выделены субсидии на восстановление 22 машин. Очень надеемся, что за оставшиеся десять дней деньги придут и городские маршруты не пострадают. Иначе нам придется снимать с городских маршрутов и перебрасывать на садовые».
Далее собравшиеся переключились на финансовые проблемы города и управления транспорта, в частности. Председатель комитета экономики Челябинска Александр Руденко отметил, что его ведомство проводило экспертизу по расходной части: «В нашем заключении было, что экономически обоснованные расходы связаны не с 53 млн, а на 3 млн меньше. Но какие убытки будут по факту – неизвестно, может быть, и 10 млн, и 5, и 20».
Депутат Константин Нациевский не входит в комиссию гордумы по экономике, но выступил в качестве гостя.
«Я буду голосовать против этого решения. Полтора года мы депутаты, и полтора года я выслушиваю претензии от избирателей о бесконечном повышении тарифов. Полтора года мы занимаемся решением проблем транспорта, берем на себя ответственность, повышая тарифы. Складывается ощущение, что играем в бирюльки с управлением транспорта и тремя МУПами, – заявил Нациевский. – Олег Викторович (Козлов. – Прим. авт.) приходит и улыбается, на все вопросы у него есть ответы, решений фактически нет. Повышение тарифа – это очередная дискредитация городской думы, "Единой России", ведь мы не решаем проблему, а перекладываем ответственность на плечи населения. Надо прекращать бесконечное потворство непрофессиональной деятельности управления транспорта и направить материалы проверки КСП в прокуратуру – нашли массу нарушений. Летом будут очередные проблемы, которые нам придется экстренно решать. Нужно кардинально решать с отстранением его от должности и пересмотром кадровой политики по муниципальному транспорту».
Во время выступления Нациевского его единственный соратник по системной оппозиции в гордуме Виталий Пашин о чем-то спорил с председателем комиссии по местному самоуправлению Владимиром Бодровым. До другого конца зала донеслись слова Пашина «Людям есть нечего», у Бодрова было иное мнение, но его ответная реплика была заглушена замечанием Александра Вышегородцева.
Председатель комиссии подчеркнул, что каждый имеет право на мнение и стоит уважать право Константина Нациевского думать иначе.
«Хочу обратить внимание, что мы имеем льготную стоимость проезда от 11 до 21 рубля, и самый дорогой билет получается 21 рубль за 40 км, – подчеркнул Александр Вышегородцев. – Поэтому предлагаю обратить внимание управления транспорта провести информационную работу, чтобы челябинцы знали, какой транспорт откуда идет».
Точку в обсуждении поставил первый вице-спикер гордумы Сергей Овчинников: «Решение вопроса не в увольнениях, а в индексации. Что Олег Викторович улыбается – значит, имеет силы докладывать депутатам о проделанной работе. В 2014–2015 гг. мы не повышали стоимость проезда. Цифра не такая, как хотелось бы. И есть предложение решение принять, а в следующем году уже руководствоваться не эмоциями, а нужно смотреть экономику и индексацию. Предлагаю ставить вопрос на голосование».
Против повышения тарифа на садовые маршруты из членов комиссии по экономике проголосовал только Виталий Пашин. По всей вероятности, на предстоящем на следующей неделе заседании городской думы только Пашин и Нациевский проголосуют против подорожания проезда для садоводов на 33%.
«Было решено остановиться на повышении на 33% от той стоимости тарифа, который был озвучен на комиссии. Это лучше, чем в 2-2,5 раза повышение, примерно на 150%. Стоимость проезда повысится и для льготников, и для остальных категорий, Вышегородцев на комиссии говорил, что это приемлемая цена при нынешних условиях жизни, – прокомментировал Олег Козлов после заседания. – В черте города это будет 20 рублей, для льготников в городе ничего не изменится, а за чертой города стоимость будет увеличена на 33%. Когда решение думы выйдет, все суммы будут в общем доступе. Депутаты говорят, что это одна из антикризисных мер, а мы отталкивались от экономики – каждый год убытки на 17-20 млн рублей. В этом году эти убытки будут истребованы заранее, чтобы не решать проблему садовых маршрутов за счет городских».
Начальник управления транспорта отметил, что в предыдущие годы была некая подготовка садовых маршрутов, на нее выделялись конкретные деньги, возмещался регтариф (разница между себестоимостью перевозки и тарифом, который утвержден. – Прим. автора).
«В этом году мы заходим без денег, поэтому просили думу выделить некоторые субсидии на достойную подготовку и работу в течение всего периода безаварийно. В прошлом году нам удалось это, в отличие от предыдущих годов, – сообщил Олег Козлов. – Первые полмесяца мая придется брать из города автобусы. Они будут делать садовые рейсы утром, в обед и вечером, а оставшееся время работать в городе. Как только получим субсидии, вложим эти деньги в ремонт наших автобусов, и тогда городские автобусы вернутся в Челябинск».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com, предоставлено Челябинской гордумой