К 2018 году, в преддверии саммита ШОС, челябинскими транспортниками будет приобретено порядка 400 автобусов, работающих на газомоторном топливе. Кроме того, планируется коренная модернизация автопарков с созданием собственных заправочных станций. Об этом рассказали участники пленарного заседания Уральского автомобильного форума. Каковы проблемы и перспективы перехода на дешевое и экологически чистое топливо, разбирался корреспондент Chelyabinsk.ru.
В настоящее время лидером по переходу на метан является МУП «Челябинский автотранспорт» – более 60 автобусов. Далее идут транспортники Златоуста и Копейска. Последние приобрели в прошлом году пять автобусов Iveco, переоборудованных в России. По примерным подсчетам, глобальная модернизация автобусного парка обойдется в 5 млрд рублей. Сейчас стоит задача найти инвестора.
Транспортники ждут изменений в правилах предоставления субсидий на покупку автобусов. Если раньше по программе минпромторга денежные средства направлялась в МУПы, а частники были вынуждены вкладываться по полной, то теперь они будут направляться напрямую производителям. Сейчас проходит согласование постановление Правительства РФ «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива». Предположительно оно вступит в силу уже в следующем месяце. Впрочем, у игроков рынка есть опасения, что все затянется до осени и придется закупать автобусы в сжатые сроки.
Многим транспортникам приглянулись представленные на Уральском автомобильном форуме, автобусы КАВЗ-4270 производства Курганского автобусного завода. На них возможна субсидия в размере 2,8 млн рублей. Соответственно, единица техники обойдется в 3,7 млн рублей. «Автобус может перевозить до 84 человек, в том числе 27 посадочных мест. Он доступен для лиц с ограниченными возможностями, оборудован системой кондиционирования. Пневмоподвеска обеспечивает плавность хода, а высота не зависит от нагрузки», – рассказал директор по развитию ООО «Курганский автобусный завод» Андрей Сухарев.
Главный плюс таких автобусов в том, что они работают на метане. Это поможет сократить расходы более чем в два раза: 12 рублей за кубометр против более 30 рублей за литр дизельного топлива, а потребление получается почти равным. Кроме того, такая техника будет работать в морозную погоду, при минус 30 градусах.
Переход на дешевое топливо может быть осуществлен только путем замены автопарка. «Перевести на газ можно «бензиновый» транспорт и только на пропан. Он дороже метана – 14-15 рублей за литр. Причем, заводиться они будут все равно на бензине. Многие ПАЗы и "газели" так и переоборудованы», – пояснил начальник управления транспорта министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Филиппов.
Газ пустят по рельсам
В переходе на газовое топливо нуждается и железнодорожный транспорт. Речь идет о рельсовых автобусах, которые возят пассажиров по двум не электрифицированным направлениям – на Верхний Уфалей и Нязепетровск. Сейчас они работают на дизельном топливе.
«Свердловская пригородная компания получает компенсации в размере 150 млн рублей. Из них треть – верхнеуфалейское направление. При переходе на газ мы сможем сократить убыток до пяти миллионов рублей или даже уйти в плюс, – рассказал Александр Филиппов. – В направлении на Нязепетровск рельсовые автобусы в нынешнем виде вообще не выгодны».
В соседней Свердловской области курсирует экспериментальный пассажирский маневровый поезд, работающий на газе. Сейчас стоит задача переоборудовать аналогичным образом рельсовые автобусы. В миндортрансе Челябинской области отмечают: РЖД не заинтересованы вкладываться в таких инновации, поскольку их убытки компенсируются. В рамках форума Александр Филиппов предложил рассмотреть эту проблему представителю «Газпрома» Петру Кузнецову, ведь для них это потенциальные потребители газа.
Фото: Фото Олега Каргаполова и Ирины Абрамовой