Илья Варламов 1 июня приехал в Челябинск, чтобы написать о нем отзыв и пообщаться с людьми. Горожане захотели узнать мнение топ-блогера и пенять теперь могут только на себя. Что думает известный гость о южноуральской столице и ее руководителях, почему выступает против метрополитена, как оценивает будущее областного центра после саммита ШОС и БРИКС, что посоветовал противникам строительства Томинского ГОКа — в материале Chelyabinsk.ru.
Про Челябинск
«Я писал о хорошем и плохом Челябинске. Но всё оказалось намного хуже. Такое впечатление, будто мэрия и горожане стараются соответствовать имиджу сурового города. Мне здесь неуютно, — ответил Илья Варламов на вопрос о впечатлениях о посещении Челябинска. — Центр города — это вообще полная катастрофа. Посмотрел на город сверху, и он мне напомнил Детройт по количеству пустырей, промзон, недостроев. Очень рыхлый центр, так быть не должно, иначе это не город — это село».
В прошлый раз Илья Варламов «совершил путешествие» по городу с помощью «Яндекс-панорам» — ему это показалось интересным опытом, а многим пришлось не по нутру. Тогда блогер пообещал приехать и посмотреть на Челябинск и сдержал слово после того, как столица Южного Урала победила в опросе у него в ЖЖ.
Блогер отметил проблемы с челябинской архитектурой: «Нет понимания исторической среды и что с ней делать. Это негармонично, не соответствует друг другу, не должно быть вместе. Архитектурный хаос, огромное количество нелепых зданий — всё это создает удручающее впечатление. Возможно, я мало видел — всего один день гулял. Но не встретил ни одного уютного уголка, улицы или сквера, где бы я хотел остановиться и мог бы сесть поработать. В кафе, в этом баре могу, а на улице нет. Мне рассказали, что два года назад у вас были хорошие дороги, а потом пришли какие-то дикие люди и всё испортили».
При этом Илье Варламову понравился Металлургический район, и он сказал, что если бы ему пришлось жить в Челябинске, поселился бы именно на ЧМЗ, так как район «по случайности не успели испортить, и он, видимо, не представляет интереса для девелоперов».
Позже он отметил, что «Челябинск оказался очень необычным городом. С одной стороны, он не так плох, как его пытаются представить местные жители. Дороги лучше, чем в среднем по России, довольно чисто, есть где поесть и даже выпить. С другой стороны, город явно идет куда-то не туда, и лично я бы здесь жить не хотел. Но про это я еще напишу отдельные посты».
Про метро
«Это советский стереотип, что в миллионном городе должно быть метро. Теперь у каждого миллионника ужасные комплексы — мы миллионный город, а метро нет, как же так, нужно кровь из носу, но флажок этот получить, и тогда мы станем настоящим миллионником, а не каким-то непонятным селом, как Омск, мы будем настоящий город. Толку от этого метро почти наверняка не будет, это будет суперубыточный проект, который не будет работать, потому что нужно конкретно в вашем случае смотреть и считать. Я поездил по городу и не увидел особой необходимости в строительстве метро. Вот в Омске есть одна станция — не перегон между двумя станциями, а всего одна — спускаешься под землю, и, говорят, иногда еще шум метро из динамиков там раздается, а больше ничего нет. И метро это строят с 1987 года, кажется, и построить никак не могут по ряду причин. В последние годы деньги уходили на поддержание состояния, чтоб не затопило этот музей стройки, в который закапываются миллионы рублей».
По мнению Варламова, в Челябинске нет столько людей, чтобы в масштабах города-миллионника с таким масштабом метро работало эффективно: «Для этого нужно, если не ошибаюсь, перевозить 80 тысяч человек в час. Городской бюджет будет постоянно закапывать миллионы только на то, чтобы метро просто ходило, будучи глубоко убыточным. Если у вас медленно идет трамвай, нужно ставить скоростную линию. Это в советское время не было альтернативы, а сейчас вариантов много. Сделайте нормальный скоростной трамвай — и это будет гораздо дешевле и эффективнее».
О градозащитниках
«Я очень хорошо отношусь к любому сохранению и градозащитникам. Если инициативная группа «АрхиСтраж» пытается сохранить культурное наследие города, выявлять памятники, ставить их на учет, защищать — молодцы. К этому можно относиться только хорошо. Основная проблема не в том, чтобы спасти от архитектурной катастрофы... Появление денег в городе часто не означает, что руководство имеет достаточную квалификацию. Компетенции и знаний, что с городом делать, руководители города зачастую не имеют. При этом я без понятия, кто у вас мэр, губернатор, главный архитектор, вполне возможно, что это гениальные, талантливые люди, которые сейчас произведут революцию и в книжках будут про них писать, какое чудо они сотворили в Челябинске».
Есть ли жизнь после саммита ШОС
«В последний раз саммит ШОС и БРИКС у нас проводила Уфа, это было очень забавно. Я не думаю, что в масштабах Челябинска проведение саммита ШОС-БРИКС поможет как-то кардинально в лучшую сторону ситуацию изменить. Это невозможно решить единоразовым вливанием денег. Ну вот дадут миллиарды рублей, построите новый аэропорт, удобную дорогу из него, наверняка закроют баннерами руины исторических зданий, построят гостиницу международного уровня и всё. Еще мне сказали, на месте какого-то острова с кустами у вас будет конгресс-центр на 20 этажей».
Варламов полагает, что история с саммитом не изменит ситуацию в городе: «Вы просто получите некоторое количество объектов, с которыми потом никто не будет знать, что делать. Если у вас не будет комплексного понимания, куда город идет, каким Челябинск должен быть через пять-десять-двадцать лет, каким вы хотите его видеть, кто в этом городе будет жить и что делать, кто и зачем сюда будет приезжать. Вот зачем человеку на выходные приехать в Челябинск? И почему молодой человек не должен уезжать отсюда? Гостиницы к саммиту точно не удержат, как и новый аэропорт с ровной дорогой — это даже, наоборот, удобно будет отсюда куда-то уехать. Нужно заниматься развитием города и не только в плане градостроительских и общественных пространств, но и иметь понимание, что из этого города вы хотите получить. Пока я не вижу причин сюда добровольно вернуться, посмотрел и забыл. Когда вы начнете этими вопросами заниматься, поймете, что не нужны большие деньги, саммит или еще что, более того — эти крупные мероприятия делают еще хуже, города гуляют как в последний раз, а потом остаются с ненужной инфраструктурой и невозможностью уже что-либо изменить».
О велодорожках
«Достаточно мало людей ездят по Челябинску на велосипедах. Если бы я был вашим мэром, и под окном стоял одиночный пикет за велодорожки, я бы попросил помощника собрать социологию по числу людей, жаждущих велодорожек. Наверное, помощник бы ответил, что 0,001% населения хочет велодорожку, а 20% хотят этих 0,001 убить, потому что они со своими велосипедами всех достали. Да, велосипед есть у многих, но многие не ездят постоянно, потому что нет гарантии, что после работы найдет свой велосипед на месте. Для мэра нет проблемы сделать велодорожку, это и краской можно сделать — сдвинуть парковку на метр от тротуара, нарисовать дорожку, для бюджета это копейки. Мэр ничего просто так ничего делать не может — ни останавливать ГОК, ни помогать обманутым дольщикам, ему нужно, чтобы это приносило +5% к рейтингу. Например, если он будет знать, что от того, что он сделает велодорожку, «Единая Россия» на сентябрьских выборах наберет на 10% больше, чем обычно, он завтра сам с кисточкой пойдет рисовать эти велодорожки, а журналисты с разных ракурсов его снимать».
Об общественном транспорте
«У вас здесь устаревший подвижной состав ходит по рельсам, и маршрутки — это очень плохо. Город вынуждает человека покупать личный автомобиль, но это большая ошибка. Ездить на таком общественном транспорте, как в Челябинске, можно только от безысходности. При этом чувствуя себя неудачниками — наверное, с девушкой не сядешь в трамвай, она не поймет и уйдет. Девушки, вас приглашали на свидание в трамвае? Как бы вы к этому отнеслись? Вот лишь одна нормально, остальные злобно посмотрели на меня. (Смех). А был бы хороший трамвай, она бы со мной на трамвае поехала».
О Томинском ГОКе
«Проблему нужно выносить на федеральный уровень. Вам нужно думать, какое количество людей нужно задействовать, потому что в администрации президента есть шкала, по которой они реагируют на недовольство населения. Выйдет 10 тысяч человек, они заметят и свяжутся с губернатором или мэром, — отметил Илья Варламов. — Кроме того, ошибка — думать, что все горожане в курсе этой темы. Могу завтра пройти по городу и поспрашивать жителей, знают ли они о Томинском ГОКе».
Блогер не стал обещать челябинцам, что будет писать о недовольстве жителей проектом ГОКа, призвав проявить инициативу. Также он дал несколько советов активистам движения «Стоп ГОК» по распространению информации среди населения.
«Если вы хотите, чтобы что-то изменилось, нужно сделать правильный общественный запрос, — подчеркнул Варламов. — Мэры и губернаторы заботятся о своих рейтингах, тем более в преддверии выборов в Госдуму. Найдите точки влияния на рейтинг властей, и тогда будет реакция».
О метеорите и Карабаше
Именно Карабашу Илья Варламов решил посвятить второй день пребывания в Челябинске, пообещав позднее сделать пост о Челябинске из серии хороший/плохой, используя уже не «Яндекс-панорамы», а живые впечатления и фотографии Челябинска.
«История с метеоритом крутая, ей надо заниматься, у вас никто пиаром города не занимается, как я понимаю. Если отвлечься от «Нашей Раши», это едва ли не единственное, что многие знают о Челябинске. Историю с метеоритом можно было бы как-то использовать. Мне как туристу никто не захотел продать кусочек метеорита или футболку с ним. У вас есть главная достопримечательность — самый грязный город в России, зря смеетесь, это очень круто».
Иван Слободенюк
Фото: Фото предоставлены Василием Московцом, фото varlamov/Instagram.com, видео с сайта Youtube.com пользователя Алексея Кандабарова