Город Кентавры рождаются в условиях оттепели

Кентавры рождаются в условиях оттепели

В 60-х Интернета не было – 1:0 в пользу живого общения молодых людей. Где они собирались, о чем говорили, спорили и были ли в оппозиции к власти? Историю создания в Челябинске клуба «Кентавр» и его закрытия по указанию органов госбезопасности рассказала Chelyabinsk.ru одна из создателей этого клуба Тамара Либерман. В октябре 2016 года организация отметит 50-летие.

Людмила Корчак | 74.ru
Людмила Корчак
Тамара Либерман
Тамара Либерман
1 из 5
Людмила Корчак

Разрешенная свобода

Мои собеседницы – одна из старейших членов клуба Людмила Корчак и известный в Челябинске деятель культуры Тамара Либерман – красивы, молоды и способны заразить любовью к жизни любого. Так было всегда. А свой киноклуб «Кентавр», который собирается в центре имени Леонида Оболенского каждую неделю по четвергам, они называют сегодня одной из форм движения. Наш разговор начался с воспоминаний о времени хрущевской оттепели.

Людмила Корчак: Все мы были тогда молоды, только что окончили институты, и у всех была невероятная жажда общения. Не хотелось жить только работой и домом. Я в то время работала в институте геофизики и наш завлабораторией однажды рассказал, что в Москве всюду создаются дискуссионные клубы, что надо и нам что-то такое сделать. В 1961 году у нас возник клуб общения с интересными людьми. А инициатива создания городского киноклуба принадлежала Евдокии Израилевне Куприяновой – заместителю директора кинотеатра имени Пушкина. Она могла брать в кинофонде любые фильмы, даже те, которые не выходили в широкий прокат. А мы могли их смотреть. Потом обсуждали, спорили. Было о чем поговорить, ведь мы впервые видели фильмы режиссеров итальянского неореализма, экспериментальное советское кино... Это было время свободомыслия.

Тамара Либерман: Да, время оттепели, когда разрешили различные дискуссионные клубы. Вскорости киноклуб возглавил аспирант медицинского института Арнольд Астахов (ныне доктор медицинских наук, профессор. – Прим. авт.). Мединститут в те годы славился различными творческими проектами, удивительно талантливыми людьми. Кстати, часть театра «Манекен» тех лет – это выходцы из мединститута. Арнольд Астахов был очень харизматичен, талантлив, и вокруг него всегда кучковалось много интересных людей. При этом он был поклонником кино. Так, в 1966 году возник клуб «Кентавр» и мы встречались в кинотеатре Пушкина.

А я руководила другим молодежным клубом – в 1963 году в Челябинске был создан клуб-кафе «КЛУМС». Собирались молодые инженеры, ученые, физики, кибернетики, врачи, учителя, архитекторы... – одним словом, интеллектуалы, слушали лекции, в том числе научные. Хотелось быть в курсе всего нового. И кино тоже вызывало наш живейший интерес. Одна из наших встреч так и называлась: «Кино, кино, кино...». В тот вечер лекцию нам читал сам Леонид Леонидович Оболенский. И потом Леонид Леонидович всегда принимал активное участие в наших встречах. Дружба продолжалась и когда он уехал в Миасс.

– Почему киноклуб получил название «Кентавр»?

Тамара Либерман: Это была идея Арнольда Астахова. Потому что мы смотрели и художественное кино, и документальное – синтез, подобный кентавру. К тому же кентавр символизирует мощный жизнеутверждающий организм. Потом Арнольд назвал тем же именем медицинскую систему в области реанимации и реабилитации.

– При обсуждении фильмов возникали дискуссии на политические, социальные темы?

Тамара Либерман: Нет, хотя были среди нас дети репрессированных, которые, думаю, ненавидели Сталина, они знали цену тому, что было и что происходит. Но откровенных разговоров о политике в широких кругах мы не вели в то время, только в узком семейном кругу. Тем не менее «Кентавр» в 1972 году закрыли. Оттепель постепенно стали подмораживать и в один «чудесный» момент нам объявили, что клуб существовать больше не может, это нерентабельно – отдавать нам на целый вечер кинотеатр, то есть лишили нас места. А меня вызвали в КГБ на беседу. Условно говоря, Иван Иванович Иванов пригласил меня и сказал: «Нам бы хотелось знать, о чем вы говорите в клубе, о чем дискутируете? Читаете ли вы журнал «Посев»?». Я говорю: «Не знаю, что это за журнал». – «Хорошо, дам вам почитать». И он дал мне журнал! Целую ночь я от руки переписывала «Посев». (Смеется). Там был «Раковый корпус» Солженицына, статья о процессе над Даниэлем и Синявским...

– Переписывали, чтобы показать друзьям?

Тамара Либерман: Естественно. Но я совершенно искренне говорю, что никаких диссидентских настроений и разговоров среди нас не было. Если такие и были, то, вероятно, в более узком кругу – на кухне, как мы сейчас говорим. В широких кругах ни о чем таком не говорили – только о кино, о науке, о театре, о том, что нас увлекало тогда.

Открытое письмо критику

фотовыставка Т. Либерман
фотовыставка Т. Либерман
с кинокритиком В. Шмыровым
с кинокритиком В. Шмыровым
с американскими кинодокументалистами
с американскими кинодокументалистами
режиссер Георгий Параджанов
режиссер Георгий Параджанов
презентация книг М. Рыжовой
презентация книг М. Рыжовой
на выставке Шемякина
на выставке Шемякина
на открытии мемориала поэту Б. Рыжему
на открытии мемориала поэту Б. Рыжему
вручение брегета с портретом Л. Оболенского А. Сокурову
вручение брегета с портретом Л. Оболенского А. Сокурову
встреча с актрисой Л.Кадочниковой
встреча с актрисой Л.Кадочниковой
1 из 9
фотовыставка Т. Либерман

– Наверняка в ваши ряды кто-то из органов был внедрен?

Тамара Либерман: Думаю, да. Но такова была технология – любой, кто возглавляет что-то, должен быть их человеком. Но я была слишком далека от всего этого. В чем выражалась активность членов нашего клуба тогда? В том, что мы поддержали экспериментальное кино молодых советских кинорежиссеров, которых начали «задвигать». Выдающийся кинорежиссер Григорий Чухрай, снявший «Балладу о солдате», «Чистое небо», в конце оттепели перестал снимать художественное кино, потому что был сильно разочарован действительностью нашей жизни, ушел в документалистику и преподавание. И он создал творческую студию «Эксперимент», чтобы поддержать молодых. Это конец 60-х. Первой работой студии стал фильм Петра Тодоровского «Фокусник» с Зиновием Гердтом в главной роли. Фильм этот вызвал недовольство чиновников. И тогда Чухрай обратился с письмом в кинопрокат, в котором высказал просьбу – провести экспериментальный показ фильма, а отзывы направить в Москву.

– Фильм показали киноклубовцам?

Тамара Либерман: Да, причем показали нам его не в кинотеатре. Мы его смотрели в красном уголке ЖЭКа, который находился во дворе дома на пл. Революции, 1. Нас было человек 60–70. И фильм нам очень понравился. Мы написали, что поддерживаем этот фильм и просим дать его в широкий прокат. В результате фильм вышел. Наверное, не одни мы просили. Потом то же самое было с фильмом «Июльский дождь» Марлена Хуциева, который тоже подвергался остракизму, потому что не отражал величия наших идей, был слишком личностным и так далее. В «Советском экране» критик Ростислав Юренев обрушился с критикой на этот фильм. И мы написали ему открытое письмо в защиту фильма. Мы поддержали и «Мне 20 лет» Хуциева, и фильм Михаила Богина «Двое», и «Осень» Андрея Смирнова.

– Скажите, почему вы так легко сдались в 1972 году, когда закрыли киноклуб «Кентавр»?

Тамара Либерман: А мы не сдались. Так или иначе любители кино продолжали общаться. Ирина Владимировна Вещинская создала в кинотеатре «Знамя» дочерний клуб «Ракурс» в восьмидесятые годы. Я к тому времени вернулась в Челябинск из Магнитогорска и работала в «Знамени», мы смотрели там документальное кино, фильмы Германа и Тарковского, Бергмана, других европейских режиссеров. Сегодня, рассматривая старые фотографии, я понимаю, как много было замечательных встреч, какие замечательные лица у членов нашего киноклуба. Какими искренними людьми все мы были и на голубом глазу, не задумываясь о последствиях, восхищались по-настоящему прекрасными кинокартинами, не думая ни о политике, ни о последствиях. Это сейчас я в глубокой оппозиции, самые острые вопросы поднимаю в нашем киноклубе. (Смеется). Например, многие члены нашего киноклуба считают, что современные молодые режиссеры ненавидят Россию, о чем говорит их остросоциальное кино. А я доказываю обратное: эти ребята очень любят Россию, переживают за нее и потому не могут не поднимать самых острых вопросов современной жизни, пытаются разбудить нашу мысль, наше сердце.

Режиссеры Дон Кихота

– Ваш киноклуб стал вновь очень активным с возникновением фестиваля «Новое кино России»?

Тамара Либерман: Мы приняли самое активное участие в первом фестивале, гостями которого стали актеры Георгий Жженов и Римма Маркова, кинодокументалист Сергей Мирошниченко... В период кинофестиваля «Новое кино России» (с 2000 по 2009 год) наш киноклуб учредил свой приз – статуэтку Дон Кихота каслинского литья, которая была вручена режиссерам: Александру Зельдовичу за фильм «Москва», Александру Сокурову за фильм «Телец», Сергею Урсуляку за фильм «Долгое прощание», Андрею Прошкину за фильм «Игры мотыльков», Борису Хлебникову и Алексею Попогребскому за фильм «Коктебель» . В год первого фестиваля члены нашего киноклуба решили, что его нужно реанимировать. И мы это сделали, вновь стали собираться раз в неделю. К нам присоединись новые люди. И вот 16 лет наш клуб участвует во всех кинофестивалях, мы учреждаем свой приз, «кентавровцы» становятся членами зрительского жюри. Нам по-прежнему интересно и отечественное кино, и зарубежное.

Людмила Корчак: Наш киноклуб сегодня – одна из форм движения, если говорить о том, что движение – это жизнь.

Досье: Либерман Тамара Александровна, общественный и театральный деятель, член ВТО (1966), коллекционер. В 1939 приехала с семьей в Челябинск. Работала библиотекарем. По окончании ЧГПИ (1961) преподавала русский язык и литературу. Работала в Челябинском театре кукол, с 1965 по 1972 год была ответсекретарем Челябинского отделения ВТО. В 1972 году стала директором театра кукол и актера «Буратино» (Магнитогорск) и совместно с режиссером Виктором Шрайманом создала уникальный театр. В 1982—89 г.г. работала в кинотеатрах и театрах Челябинска, с 1989 года – в фонде культуры. Участвовала в реализации программы «Новые имена».

Фото: Фото автора и из архива Тамары Либерман

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
16
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления