В Челябинске к джазу особое отношение. Джаз звучит на Кировке, 15 лет подряд на Южном Урале проходит фестиваль «Какой удивительный мир»… И не так давно в Челябинск стали заглядывать мировые звезды джазовой сцены: Борис Саволдели, Эмануэль Чизи. А в октябре приедет группа Петроса Клампаниса из Нью-Йорка. Приглашает их Георгий Акмен – энтузиаст и истинный ценитель импровизаций.
– Джаз нужно слушать в камерном помещении, чтобы музыканты играли рядом с тобой, а волны звуков подхватывали слушателя. Здесь не должно быть никакого напряжения: удобное кресло, бокальчик любимого напитка и музыка, – Георгий Акмен рассказывает о джазе, как о любимой девушке, вдохновляющей книге.
– Как ты понял, что такое джаз?
– Все началось в 2000 году, я впервые попал на фестиваль джаза. Сегодня это достаточно академичное мероприятие, но тогда все было иначе. Концерт проходил в драмтеатре, приехали музыканты из Москвы, Уфы, Екатеринбурга и многих других городов. Мероприятие начиналось в шесть вечера и должно было закончиться часов в десять. Но домой мы поехали только в час ночи – драмтеатр превратился в музыкальный оазис. Музыканты играли на всех сценах и в холле. Я до этого джаз не слушал, как и многие парни учился играть на гитаре. А после фестиваля был под большим впечатлением. Джаз на тот момент не стал моим смыслом, но отпечаток оставил.
Я продолжал заниматься музыкой, стал осваивать бас-гитару, начал слушать абсолютно разные стили. Затем в Москве получил образование контрабасиста. И потихонечку от позднего джаза пришел к его корням. Влюбился, видимо. (Улыбается.)
– И решил влюбить в джаз других людей?
– Влюбить невозможно. А вдохновить – да. В мае 2015 года полетел в Нью-Йорк, послушать любимого пианиста Брэда Мелдау и взять уроки игры на контрабасе у Петроса Клампаниса. С Петросом мы подружились, и я между делом спросил, почему он не приезжает в Россию. Ответ меня удивил: «Я бы с удовольствием, но никто не зовет». Я решил узнать у челябинской филармонии, насколько им интересен новый уровень приезжающих музыкантов. Оказалось, не особо.
А меня захватила идея: вместо того чтобы каждый год ездить в Америку или Европу, можно привозить музыкантов на Урал и делиться музыкой со всеми желающими.
«В Челябинске нет той массовой любви к джазу, как в Нью-Йорке, например. И в этом весь кайф!»
– Первые два концерта собрали около 200 человек. О прибыли говорить сложно. Тогда зачем ты снова везешь в «суровый» город лучших джазменов мировой сцены?
– В Челябинске нет той массовой любви к джазу, как в Нью-Йорке, например. И в этом весь кайф! Мы можем вовлечь людей от мала до велика в эту музыку. Джаз – это классная тема, доступная всем. Нужно о нем чуть-чуть рассказать, и широкие массы людей смогут им наслаждаться. Европа и США находятся в определенной ловушке: там джаз – это индустрия, в которой задействован определенный круг людей. Большинство западной джазовой публики – это те, кому за 40-50 лет. А музыканты молодые. У нас индустрии нет, а значит все в наших руках.
Петрос приедет в октябре со своим давним напарником по ударной установке и перкуссии Бодеком Янке и пианистом Кристианом Рандалу. К ним присоединится челябинский струнный квартет. Хотя формат проводимых мною концертов абсолютно новый для города: клубная площадка, электронные билеты, которые не нужно распечатывать или менять в кассах. А для предстоящего концерта я еще и запустил сбор средств на Boomstarter.ru, по-моему, в Челябинске ещё никто так не делал.
– Поэтому расскажи! Успешно?
Билеты и информация о концерте представлены здесь, а также здесь и здесь. – Краудфандинг в мире – это популярная тема. Ты выкладываешь свою идею, а все желающие могут тебя поддержать, вложить средства и стать частью проекта. За несколько дней до начала кампании я предупредил всех своих друзей и подписчиков в социальных сетях, что вот-вот откроем сбор. И за первые 18 часов после запуска мы собрали 35 тысяч рублей, попали на главную страницу сайта. Я просто сидел у компьютера, когда мне пришло оповещение, что на моем счету больше 100 тысяч. Конечно, я решил, что это техническая ошибка. Написал в техподдержку, меня уверили, что все в порядке. Есть такой инвестор Борис Жилин, который сейчас живет в Швейцарии и довольно часто поддерживает разные проекты на Boomstarter. Я нашел его на Facebook, написал письмо с благодарностями, на что он ответил: «Я очень люблю джаз и хочу, чтобы мои соотечественники могли им наслаждаться».
Я не хочу делать разовые мероприятия. В Челябинске каждый месяц будет звучать джаз. Но в клубе Moskva, где проходят наши концерты, нет настоящего фортепиано. Поэтому спонсорскую поддержку Бориса Жилина мы потратим на покупку и настройку инструмента. А для концертов сбор средств открыт. Каждый раз рассчитывать на добрых инвесторов – глупо. Должа быть «подушка безопасности», чтобы музыка не заканчивалась. (Улыбается.)
– Как нужно слушать джаз, чтобы влюбиться?
– На этот вопрос я пытаюсь ответить уже очень долго. Есть два варианта, на мой взгляд. Первый – эмоциональный. Я сам так пришел в эту музыку: нужна камерная обстановка, чтобы побыть рядом с музыкантами. Я знаю несколько человек, которых пришлось тащить за руку на концерт и садить их в первый ряд. А после него у ребят горели глаза, им хотелось продолжения музыки. Второй вариант – интеллектуальный. Я провожу небольшие лекции по джазу, где пытаюсь объяснить, что джаз – это не просто музыкальный стиль, не просто звучание. Джаз – это язык. Музыка рассказывает историю, но ее нужно уметь слушать. Это похоже на стереокартинки: медленно расфокусируешь зрение, и появляется изображение, а до этого была ерунда какая-то. Джаз работает примерно так же. Если я буду просто пить кофе, с кем-то говорить или ехать в машине, я не пойму, что это за история звучит фоном. Но стоит отбросить все дела, вникнуть и настроиться – ничего себе! Я пытаюсь объяснить язык джаза, на лекциях включаю фрагменты, показываю, где основная мелодия, где импровизация, а где возвращение к главной теме.
«Джаз – это не просто музыкальный стиль, не просто звучание. Джаз – это язык».
– Если вернуться к главной теме в головах многих челябинцев... Почему ты не переедешь, не займешься концертами в другом городе, где тебя и музыкантов точно оценят и точно поймут?
– «Челябинск – город работяг» – это стереотип. У нас совсем не грубые и не черствые люди. Полгода я проработал на производстве, ездил с заводчанами в командировку. Знаешь, я отлично провел время! Мы прекрасно общались, и о музыке в том числе.
Город у нас хоть и промышленный, но достаточно большой. Индустриальная основа «обросла» разными интересными людьми, кучей бизнесов. Я считаю, что у нас хороший город. И самобичевание по поводу обстановки в городе стало чрезмерным. Нужно видеть проблемы, нужно их решать. Но кивать в сторону Екатеринбурга или Уфы, где ничуть не лучше, ни к чему. У нас живут отличные люди, для которых стоит создавать новые проекты.
Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте»
Подписывайтесь на обновления на нашей странице в Facebook
Фото: Фото Матвея Нохрина / Geometria.ru