К 280-летию Челябинска в будущем музее истории города откроется нестандартная для южноуральской столицы выставка, подготовленная Центром историко-культурного наследия города (ЦИКН). Путешествия во времени и пространстве с ароматами и звуками эпох, сюрпризами, экспериментом – всё это ждет горожан в бывшем особняке Покровского.
Выставка «Городские зарисовки или Путешествие из Челябы в Челябинск» будет открыта в музее истории Челябинска на ул. Труда, 98 с 31 августа по 15 января 2017 г. со вторника по воскресенье с 11 до 19 часов.
«Мы представили человека, который впервые приехал в наш город, и решили показать ему такие места в городской среде, которые прошли через всю городскую историю. Получается, что это путешествие не только в пространстве, но и во времени, – начала эксклюзивную экскурсию директор ЦИКН Юлия Краснова. – Находясь на одном месте и обладая определенной фантазией, можно прожить большую часть этих 280 лет – например, площадь Ярославского у оперного театра, где можно представить себе крепость, собор. И есть вокзал, который стал для Челябинска дверьми в новую эпоху – тут и история Транссиба, и Переселенки, и двух Мировых войн (эшелоны проходили через вокзал и в Первую, и во Вторую), и гражданской войны может быть (начало восстания Чехословацкого легиона), не так много людей задумываются, что одно и то же место может рассказывать о больших и значительных частях истории».
В начале прошлого века путь от вокзала к центру города был долгим и лишь на извозчике. На выставке он занимает несколько шагов, сделав которые, тут же погружаешься в другую реальность.
«Когда человек приезжает в город, куда он первым делом идет? По главным улицам города. Улицы Челябинска в историческом контексте – торговые, и мало кто в эти магазины не зайдет. Тот же магазин Валеева, это тоже путешествие во времени – можно и магазин Валеева представить, и советский универмаг, и «Молодежную моду», и кучу-кучу-кучу всего, и познакомиться с той частью истории города, которой он в том числе для многих известен, – отметила Юлия Краснова. – Насчет Великого шелкового пути вопрос остается открытым, и никто его не помнит, но что это город торговый и, более того, достаточно интересно, что очень многие купцы приезжали сюда специально из Алабуги, Екатеринбурга и Казани – они через Троицк приходили сюда. Некоторые династии, кстати, до сего дня имеют по всему миру свои торговые дома. У тех же Яушевых, если верить их собственным генеалогическим исследованиям, родственники, которые покинули Россию после революции, вполне успешны в бизнесе в Израиле и Америке. Наследники Высоцких, которые владели чаеразвесочной фабрикой, до сих пор продают свой брендовый чай, живут в Израиле».
После торговли следует образование. Гуляя по городу, мы постоянно сталкиваемся с той частью старых зданий города, которые так или иначе связаны с образованием. Здания, которые были до революции учебными заведениями, и сейчас в той или иной степени эту функцию выполняют: первое приходское училище на Советской, которое перепрофилировалось в музыкальную школу (по некоторым сведениям, там одно время находился еще и дворец пионеров); реальное училище – само по себе здание уникально: все считают, что оно делалось по проекту петроградских архитекторов, слегка подправленному челябинцами под местные условия – там начинался агроинженерный университет, потом был пединститут, партийные курсы, теперь снова агроинженерный. Первая гимназия, которая ведет разными путями свой род от женской гимназии... И некоторые другие.
Сменяет эту зону тема фабрик и заводов: «Если мы говорим о Челябинске, мимо промышленности мы пройти не можем. Образ нашей промышленности – трубы, дым, металл. Можно по-разному к этому относиться, но тем не менее понятно, что в рамках любой музейной экспозиции очень сложно изобразить промышленность, – подчеркнула директор Центра. – Мы побывали в музее ЧМК и оценили размах самого завода и их музея. На самом деле, всем советую туда съездить – оценить масштаб самого производства и понять, насколько это величественно на самом деле. Поэтому эта зона – скорее, образ тех заводов и того героизма, о котором привыкли говорить, но и история человеческого подвига. И нам из музея ЧТЗ, и из музея ЧМК любезно предоставили фотографии – рассказ о том, как это невероятное, огромное создавалось просто лопатами, голыми руками... Немногие над этим задумываются, но это тоже повод оценить то, что мы на сегодня имеем».
Прогулка из Челябы до Челябинска разнообразная, здесь будет очень много предметов из фондов Центра историко-культурного наследия, а также то, что нечасто выставлялось в музее ЧТЗ, из фондов музеев ЮУЖД, ЧМК, истории образования – создатели музея города им очень благодарны: «И руководству предприятий, и директорам, сотрудникам музеев, которые оценили и приняли участие в подготовке этого проекта. Он общегородской, совместный получился, и мы считаем, что это хорошо».
Еще перед выставкой в фондах ЦИКН нашли уникальный фотоальбом, фиксирующий строительство в Челябинске трамвайной линии – полностью от начала и до конца. Эта фотохроника раньше нигде и никогда не воспроизводилась и будет интересна для историков и краеведов.
Кроме уникальных фотографий (сплошь оригиналы, говорят составители выставки), будет еще несколько фишек, которые никогда не появлялись в Челябинске: «Любой образ – это не только то, что мы видим, но и то, что мы ощущаем, слышим, вдыхаем. Это будет не комната запахов, но, гуляя по определенной зоне, можно будет вдохнуть ее, проявив определенную фантазию, – рассказала хранитель фондов ЦИКН Галия Малоушкина. – Конечно, с промышленностью всё понятно – да и достаточно окно открыть, тут и шумы, и запахи. Но вот чем пахнет торговая улица? Это чайные магазины, булочные. Или вот крепость строилась – первый Челябинск пах свежесрубленным деревом».
«Такого опыта в Челябинске не было ни в одном музее, а практика такая есть во многих мировых музеях. Сразу говорим, что все запахи в музее гипоаллергенны, полностью безопасны, – добавляет Юлия Краснова. – Конечно, все секреты раскрывать не будем – кое-что оставим на открытие выставки (будет очень оригинальная раздатка, слом шаблона традиционной выставки, посмотрим, как сработает) и на дни ее работы. Скажем только, что готовим интересный эксперимент, возможно, неожиданный и даже брендовый».
Экспозиция представлена тремя залами – в одном было начало города, раскоп, в другом прогулка по эпохам и этапам развития, а будет еще зал о людях. Пока используется только один этаж из двух, и историки сетуют, что «королевство маловато, разгуляться негде». Но акцентируют внимание на хэнд-мейде и креативе – в итоге ощущения от выставки иные, когда всё делается своими руками.
«Там была сквозная история Челябинска, здесь будут люди – портреты, сюжетные зарисовки, костюмные комплексы. То есть место, где можно поделать селфи, представив себя жителем Челябинска той или иной эпохи, – продолжает директор ЦИКН. – Практически во всех наших зонах будут контактные экспозиции – то, что можно потрогать, пощупать, примерить. Предметы не должны прятаться за витринами, с ними можно соприкасаться».
Ее слова тут же подхватывает главный хранитель: «Есть еще придумки и для вдумчивых посетителей, и мебель с сюрпризами, и многое другое. Приготовили совершенно эксклюзивные материалы. Например, есть стол градоначальника вне времени – он мог стоять в присутственных местах до революции, в горисполкоме, в мэрии (он в самом деле бытовал в наших учреждениях). И можно будет сесть в кресло градоначальника и посмотреть, чем же у нас жил город – под стеклом будут архивные бумаги, в ящиках отчеты, планы, кое-что другое. Есть то, что сверху, а есть и то, что можно найти, если начинаешь этим заниматься».
Будут на выставке и звуки, характерные для Челябинска разных времен. Например, в том зале, который посвящен строительству крепости – звук топоров и пил, потом железная дорога, лошади в пролётке, трамвай (хотя достаточно открыть окно). Эти вещи будут идти фоном, сопровождать посетителей как в привычном нам современном городе мы слышим городские звуки.
Каждая вещь на выставке – с прошлым, со своей историей. К примеру, будут на стене висеть старинные часы Leroi Paris – они напоминают Францию, но произведены в Германии.
«Такой был ловкий маркетинговый ход, – рассказывает Галия Малоушкина. – Дело в том, что в конце XIX века на рынке часов лидировала даже не Швейцария, а Франция – с XVIII века символ элегантности, надежности, прорыва. Поэтому французские часы ценились выше немецких и других. Есть еще и бутылки челябинского завода «Казак Уральский», закрытые и с содержимым, а к ним легенда прилагается: мужчина, который их принес, спросил «вы помните, как водка по талонам выдавалась? У меня теща получила и спрятала, а когда начали ее наследство разбирать, нашли эти запасы».
Ожидается, что музей истории города полноценно начнет работать в 2018–2019 гг., а до того в особнячке будут периодические выставки.
«Надеемся, что к саммиту ШОС, к которому все так готовятся, музей истории города станет одним из передовых проектов, и город такую пользу от этого ШОСа получит. Пока что городская дума и администрация оказали нам поддержку и финансовую, и моральную, – отметила Юлия Краснова. – Надеемся, что добрая традиция таких выставок продолжится, как и другая добрая традиция, заложенная горожанами – приносить в фонды Центра разные предметы быта и истории, у нас они потом находят вторую жизнь. Мы готовы смотреть всё и работать со всем, важно видеть вещи и понимать ее, ведь та же самая этикетка иногда приобретает значение как исторический источник, да и контекст не денешь никуда – когда под вещь подкладывается история семьи или персоны, в ней открывается сакральный смысл. Из этих микроисторий складывается общая история».
Фото: Фото Олега Каргаполова