Город Город трех столетий: микроистория в вещах

Город трех столетий: микроистория в вещах

К 280-летию Челябинска в будущем музее истории города откроется нестандартная для южноуральской столицы выставка, подготовленная Центром историко-культурного наследия города (ЦИКН). Путешествия во времени и пространстве с ароматами и звуками эпох, сюрпризами, экспериментом – всё это ждет горожан в бывшем особняке Покровского.

Выставка «Городские зарисовки или Путешествие из Челябы в Челябинск» будет открыта в музее истории Челябинска на ул. Труда, 98 с 31 августа по 15 января 2017 г. со вторника по воскресенье с 11 до 19 часов.

1 из 14

«Мы представили человека, который впервые приехал в наш город, и решили показать ему такие места в городской среде, которые прошли через всю городскую историю. Получается, что это путешествие не только в пространстве, но и во времени, – начала эксклюзивную экскурсию директор ЦИКН Юлия Краснова. – Находясь на одном месте и обладая определенной фантазией, можно прожить большую часть этих 280 лет – например, площадь Ярославского у оперного театра, где можно представить себе крепость, собор. И есть вокзал, который стал для Челябинска дверьми в новую эпоху – тут и история Транссиба, и Переселенки, и двух Мировых войн (эшелоны проходили через вокзал и в Первую, и во Вторую), и гражданской войны может быть (начало восстания Чехословацкого легиона), не так много людей задумываются, что одно и то же место может рассказывать о больших и значительных частях истории».

В начале прошлого века путь от вокзала к центру города был долгим и лишь на извозчике. На выставке он занимает несколько шагов, сделав которые, тут же погружаешься в другую реальность.

«Когда человек приезжает в город, куда он первым делом идет? По главным улицам города. Улицы Челябинска в историческом контексте – торговые, и мало кто в эти магазины не зайдет. Тот же магазин Валеева, это тоже путешествие во времени – можно и магазин Валеева представить, и советский универмаг, и «Молодежную моду», и кучу-кучу-кучу всего, и познакомиться с той частью истории города, которой он в том числе для многих известен, – отметила Юлия Краснова. – Насчет Великого шелкового пути вопрос остается открытым, и никто его не помнит, но что это город торговый и, более того, достаточно интересно, что очень многие купцы приезжали сюда специально из Алабуги, Екатеринбурга и Казани – они через Троицк приходили сюда. Некоторые династии, кстати, до сего дня имеют по всему миру свои торговые дома. У тех же Яушевых, если верить их собственным генеалогическим исследованиям, родственники, которые покинули Россию после революции, вполне успешны в бизнесе в Израиле и Америке. Наследники Высоцких, которые владели чаеразвесочной фабрикой, до сих пор продают свой брендовый чай, живут в Израиле».

После торговли следует образование. Гуляя по городу, мы постоянно сталкиваемся с той частью старых зданий города, которые так или иначе связаны с образованием. Здания, которые были до революции учебными заведениями, и сейчас в той или иной степени эту функцию выполняют: первое приходское училище на Советской, которое перепрофилировалось в музыкальную школу (по некоторым сведениям, там одно время находился еще и дворец пионеров); реальное училище – само по себе здание уникально: все считают, что оно делалось по проекту петроградских архитекторов, слегка подправленному челябинцами под местные условия – там начинался агроинженерный университет, потом был пединститут, партийные курсы, теперь снова агроинженерный. Первая гимназия, которая ведет разными путями свой род от женской гимназии... И некоторые другие.

Сменяет эту зону тема фабрик и заводов: «Если мы говорим о Челябинске, мимо промышленности мы пройти не можем. Образ нашей промышленности – трубы, дым, металл. Можно по-разному к этому относиться, но тем не менее понятно, что в рамках любой музейной экспозиции очень сложно изобразить промышленность, – подчеркнула директор Центра. – Мы побывали в музее ЧМК и оценили размах самого завода и их музея. На самом деле, всем советую туда съездить – оценить масштаб самого производства и понять, насколько это величественно на самом деле. Поэтому эта зона – скорее, образ тех заводов и того героизма, о котором привыкли говорить, но и история человеческого подвига. И нам из музея ЧТЗ, и из музея ЧМК любезно предоставили фотографии – рассказ о том, как это невероятное, огромное создавалось просто лопатами, голыми руками... Немногие над этим задумываются, но это тоже повод оценить то, что мы на сегодня имеем».

1 из 6

Прогулка из Челябы до Челябинска разнообразная, здесь будет очень много предметов из фондов Центра историко-культурного наследия, а также то, что нечасто выставлялось в музее ЧТЗ, из фондов музеев ЮУЖД, ЧМК, истории образования – создатели музея города им очень благодарны: «И руководству предприятий, и директорам, сотрудникам музеев, которые оценили и приняли участие в подготовке этого проекта. Он общегородской, совместный получился, и мы считаем, что это хорошо».

Еще перед выставкой в фондах ЦИКН нашли уникальный фотоальбом, фиксирующий строительство в Челябинске трамвайной линии – полностью от начала и до конца. Эта фотохроника раньше нигде и никогда не воспроизводилась и будет интересна для историков и краеведов.

Кроме уникальных фотографий (сплошь оригиналы, говорят составители выставки), будет еще несколько фишек, которые никогда не появлялись в Челябинске: «Любой образ – это не только то, что мы видим, но и то, что мы ощущаем, слышим, вдыхаем. Это будет не комната запахов, но, гуляя по определенной зоне, можно будет вдохнуть ее, проявив определенную фантазию, – рассказала хранитель фондов ЦИКН Галия Малоушкина. – Конечно, с промышленностью всё понятно – да и достаточно окно открыть, тут и шумы, и запахи. Но вот чем пахнет торговая улица? Это чайные магазины, булочные. Или вот крепость строилась – первый Челябинск пах свежесрубленным деревом».

«Такого опыта в Челябинске не было ни в одном музее, а практика такая есть во многих мировых музеях. Сразу говорим, что все запахи в музее гипоаллергенны, полностью безопасны, – добавляет Юлия Краснова. – Конечно, все секреты раскрывать не будем – кое-что оставим на открытие выставки (будет очень оригинальная раздатка, слом шаблона традиционной выставки, посмотрим, как сработает) и на дни ее работы. Скажем только, что готовим интересный эксперимент, возможно, неожиданный и даже брендовый».

Экспозиция представлена тремя залами – в одном было начало города, раскоп, в другом прогулка по эпохам и этапам развития, а будет еще зал о людях. Пока используется только один этаж из двух, и историки сетуют, что «королевство маловато, разгуляться негде». Но акцентируют внимание на хэнд-мейде и креативе – в итоге ощущения от выставки иные, когда всё делается своими руками.

«Там была сквозная история Челябинска, здесь будут люди – портреты, сюжетные зарисовки, костюмные комплексы. То есть место, где можно поделать селфи, представив себя жителем Челябинска той или иной эпохи, – продолжает директор ЦИКН. – Практически во всех наших зонах будут контактные экспозиции – то, что можно потрогать, пощупать, примерить. Предметы не должны прятаться за витринами, с ними можно соприкасаться».

Ее слова тут же подхватывает главный хранитель: «Есть еще придумки и для вдумчивых посетителей, и мебель с сюрпризами, и многое другое. Приготовили совершенно эксклюзивные материалы. Например, есть стол градоначальника вне времени – он мог стоять в присутственных местах до революции, в горисполкоме, в мэрии (он в самом деле бытовал в наших учреждениях). И можно будет сесть в кресло градоначальника и посмотреть, чем же у нас жил город – под стеклом будут архивные бумаги, в ящиках отчеты, планы, кое-что другое. Есть то, что сверху, а есть и то, что можно найти, если начинаешь этим заниматься».

1 из 6

Будут на выставке и звуки, характерные для Челябинска разных времен. Например, в том зале, который посвящен строительству крепости – звук топоров и пил, потом железная дорога, лошади в пролётке, трамвай (хотя достаточно открыть окно). Эти вещи будут идти фоном, сопровождать посетителей как в привычном нам современном городе мы слышим городские звуки.

Каждая вещь на выставке – с прошлым, со своей историей. К примеру, будут на стене висеть старинные часы Leroi Paris – они напоминают Францию, но произведены в Германии.

«Такой был ловкий маркетинговый ход, – рассказывает Галия Малоушкина. – Дело в том, что в конце XIX века на рынке часов лидировала даже не Швейцария, а Франция – с XVIII века символ элегантности, надежности, прорыва. Поэтому французские часы ценились выше немецких и других. Есть еще и бутылки челябинского завода «Казак Уральский», закрытые и с содержимым, а к ним легенда прилагается: мужчина, который их принес, спросил «вы помните, как водка по талонам выдавалась? У меня теща получила и спрятала, а когда начали ее наследство разбирать, нашли эти запасы».

Ожидается, что музей истории города полноценно начнет работать в 2018–2019 гг., а до того в особнячке будут периодические выставки.

«Надеемся, что к саммиту ШОС, к которому все так готовятся, музей истории города станет одним из передовых проектов, и город такую пользу от этого ШОСа получит. Пока что городская дума и администрация оказали нам поддержку и финансовую, и моральную, – отметила Юлия Краснова. – Надеемся, что добрая традиция таких выставок продолжится, как и другая добрая традиция, заложенная горожанами – приносить в фонды Центра разные предметы быта и истории, у нас они потом находят вторую жизнь. Мы готовы смотреть всё и работать со всем, важно видеть вещи и понимать ее, ведь та же самая этикетка иногда приобретает значение как исторический источник, да и контекст не денешь никуда – когда под вещь подкладывается история семьи или персоны, в ней открывается сакральный смысл. Из этих микроисторий складывается общая история».

Фото: Фото Олега Каргаполова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления