На чебаркульском полигоне во время занятий по боевой подготовке затонул танк Т-72, в котором были командир, наводчик и механик-водитель. Последний чудом остался жив, пролежав четыре дня в коме. Уголовное дело возбуждено в отношении командира, который сам чудом спасся и категорически отрицает причастность к преступлению, сообщил руководитель правозащитной организации «У военнослужащих тоже есть права» Алексей Ковалев.
Как рассказал сам командир танка Т-72Б сержант чебаркульской танковой бригады Сергей Тестов, инцидент произошел 23 августа во время обычных занятий. Экипаж отрабатывал маневр «вождение танка под водой», когда боевую машину погружают в специальный водоем. Танк в таких случаях сначала готовит специальная бригада, затем экипаж – механик-водитель, наводчик и командир – садятся внутрь и выезжают в пункт подготовки к погружению. Там танк герметично закрывают, в том числе замазывают щели специальным раствором, после чего руководитель подразделения дает команду на погружение.
«В этот день мы с наводчиком погружались второй раз, механик у нас сменился, – рассказал Сергей Тестов. – Все шло по плану. Мы разместились, проверили связь друг с другом, выехали на место, нас загерметизировали и по команде погрузили. Сразу после погружения танк заглох. По рации связался с наводчиком, с механиком, который сидит в самом низу, связаться не удалось, он не отвечал. Руководитель, с которым я также связался, дал команду ждать эвакуационную бригаду. В это время наводчик увидел, что снизу танк быстро наполняется водой. Я отдал команду надеть противогазы ИП-5, как положено по инструкции, но они были уже в воде. С механиком связи не было. Дальше я уже толком ничего не видел, начал захлебываться и стал машинально искать выход. Танк был уже заполнен водой, поэтому я легко открыл люк и вылез на башню. Наводчик вылез из своего люка. Там сантиметров 15 до поверхности было».
Водителя-механика вытащила эвакуационная бригада. Ефрейтор Дмитрий Михайлов четыре дня пролежал в коме, пережил клиническую смерть, сейчас идет на поправку, но потерял память. Последнее, что он помнит, как собирался садиться в танк.
По факту случившегося в отношении командира и наводчика возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 350 УК РФ (нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека).
Оба военнослужащих находятся в статусе подозреваемых. По версии следствия, они могли открыть люк, когда танк заглох, и тем самым затопить его вместе с механиком. Однако подозреваемые причастность отрицают, утверждая, что вода поступала снизу, а люки они открыли уже после того, как танк был затоплен, чтобы спастись.
«Пока рано что-то утверждать, так как должна быть проведена экспертиза, – рассказал адвокат командира Сергей Насырев. – Именно эксперт должен определить, с какого момента вода начала поступать в танк. Однако, насколько мне известно, после произошедшего танк опечатали не сразу, и до приезда следователя с ним проводили другие манипуляции. Если экспертиза не сможет дать внятный ответ, то это будет говорить о невиновности моего доверителя, так как других свидетелей случившемуся нет».
Между тем бывший танкист Яков Шестаков пояснил корреспонденту Chelyabinsk.ru, что в танке, который находится под водой, обычному человеку не под силу открыть люк в связи с высоким давлением воды. Открыть его можно, только если сам танк уже заполнен водой.
«По инструкции в случае если танк глохнет под водой и у него нет учебной трубы для эвакуации, экипаж надевает противогазы, после чего отвинчивает специальные отверстия и пускает в машину воду, – сказал Яков Шестаков. – Только когда танк полностью затапливается, возможно открыть люки и выбраться. В данном случае, скорее всего, был неплотно закрыт либо разгерметизирован эвакуационный люк, которых находится снизу под местом механика, либо, что маловероятно, повреждено смотровое окно у механика».
В военно-следственном отделе (ВСО) по Чебаркульскому гарнизону информацию не комментируют, лишь подтверждая факт наличия уголовного дела. Пресс-служба ВСО по ЦВО недоступна для комментариев. Комментарий представителя ЦВО на момент публикации получить не удалось – полковник Ярослав Рощупкин на телефонные звонки не отвечает.
Chelyabinsk.ru следит за развитием событий.
Фото: Фото Degtyaryov Andrey / Shutterstock.com