Директор «Школы призывника» Валерия Приходкина, которую накануне минюст включил в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, намерена отстаивать организацию вплоть до Европейского суда. Об этом она сказала в телефонном разговоре с корреспондентом Chelyabinsk.ru.
Фондом поддержки гражданских свобод «Правовая миссия» руководит Алексей Табалов. Учредитель организации – известная в Челябинске правозащитница Валерия Приходкина. Они же являются соответственно координатором и директором «Школы призывника», которая позиционирует себя как организация по защите прав призывников.Правозащитница сегодня утром еще не знала о включении организации в перечень «иностранных агентов». «А что, нас включили? Ну заявили и заявили, – сказала Приходкина. – Как «Левада-центр», могут включить и тут же выключить – больше года нет финансирования. «Правовая миссия» в стадии ликвидации, а со «Школой призывника» повоюем вплоть до Европейского суда».
Валерия Приходкина призналась, что давно была готова морально к такому развитию событий, да и список «иностранных агентов», по ее словам, получился почетный. «Наше государство нас не поддерживает, считает врагами, – отметила правозащитница. – У нас государство хорошо спонсирует только «Единую Россию», РПЦ и всяких свиней (имеет в виду организацию «Хрюши против». – Прим. автора). Мы иностранное финансирование не брали, чтобы не назвали «иностранными агентами». Звезду Давида надевать не буду».
«Очевидно, что это заказные решения со стороны ФСБ, – заявил правозащитник Алексей Табалов. – Именно ФСБ «попросила» признать нас иноагентами, направили соответствующее письмо в прокуратуру, а та – в минюст. Это продолжение линии по уничтожению независимых НКО.
Политолог Александр Мельников отметил, что руководящие фондами Валерия Приходкина и Алексей Табалов «выдвигались на прошедших госдумовских выборах по одномандатным округам кандидатами от "ПАРНАСа". Таким образом, Минюст проявил некоторую политическую деликатность, дождавшись окончания их кампаний», считает эксперт.
«Правовая миссия» и так уже находится в стадии ликвидации с 5 мая, когда соответствующее решение принял Советский райсуд. Зачем признавать иноагентом уже фактически ликвидированную организацию? Только для пиара. «Школа призывника» вообще не имела расчетного счета и за все время существования не вела никакой финансово-хозяйственной деятельности. У нее вообще не было никакого финансирования: ни российского, ни иностранного – ни копейки».
Алексей Табалов расценивает внесение организации в реестр «иностранных агентов» как признание заслуг в правозащитной деятельности: «Поскольку мы совали нос в самые болезненные для нашей системы точки и нас нельзя было взять под контроль. По факту получается, что существующий ныне реестр – это самые сильные и независимые НКО страны. Так что это решение о включении нам даже льстит. Мы попали в хорошую и уважаемую компанию организаций, это своего рода знак признания качества нашей работы. Будем судиться. Будет нам помогать «Агора», пойдем вплоть до ЕСПЧ. На нашей же правозащитной деятельности это никак не отразится, мы как занимались защитой прав призывников и военнослужащих, так и будем это делать дальше».
Как сообщал Chelyabinsk.ru, 21 сентября минюст включил в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, автономную некоммерческую правозащитную организацию «Школа призывника» и Фонд поддержки гражданских свобод «Правовая миссия».
Алексей Табалов
Фонд «Правовая миссия» учрежден 10 января 2009 года в Челябинске, официально зарегистрирован в качестве некоммерческой организации 18 марта 2009 года. «Учредителями Фонда выступили правозащитники и гражданские активисты демократических организаций для проведения более системной работы по созданию в России правового государства и гражданского общества», – говорится на сайте организации.
«Иностранными агентами» называют некоммерческие организации, которые получают финансирование от иностранных организаций или граждан и занимаются формированием общественного мнения.
После регистрации в минюсте в реестре «иностранных агентов» любая литература или информация, распространяемая организацией через СМИ и Интернет, должна сопровождаться специальным указанием статуса «агента».
Отчитываться о деятельности и руководящем составе такие НКО должны раз в полгода, финансовую отчетность представлять ежеквартально, она также будет подвергаться ежегодному аудиту. Злостное уклонение от исполнения этих обязанностей карается штрафом до 300 тысяч рублей либо исправительными работами до двух лет или лишением свободы на тот же срок.
Создание НКО, деятельность которой «сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний», наказывается штрафом до 200 тысяч, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
В реестр иностранных агентов 15 февраля этого года включили три челябинские организации – «Женщины Евразии», «Уральская правозащитная группа» и «Уральский демократический фонд». Летом прошлого года та же участь постигла фонд «Голос-Урал», который впоследствии оштрафовали на 150 тысяч рублей за то, что организация не указала на печатной продукции к выборам, что объявлена «иностранным агентом».
Фото: Фото Ирины Созыковой, Алексея Табалова / Facebook.com