Концерт Bach-Rock-Jazz народного артиста России Владимира Хомякова собрал минувшей ночью в органном зале «Родина» несколько сотен любителей музыки. В десять часов вечера в зале был аншлаг, концерт продолжался до половины первого ночи, потому что публика устроила овации и Владимир Хомяков, как всегда, играл на бис. Челябинск со вкусом отметил Международный день музыки.
В одном из интервью мы с Владимиром Хомяковым попытались проанализировать статистику посещаемости органного зала – в конце 80-ых, когда он открылся в храме Александра Невского, народу было битком почти на всех концертах. Потом ажиотаж прошел, все любопытствующие занялись другими делами, ряды слушателей поредели, но остались то самые преданные. И музыке, и органу, и Владимиру Хомякову.
После открытия нового органного зала «Родина» (при всех недовольствах самим фактом перенесения инструмента из храма Александра Невского и новым его звучанием) зал снова полон. И можно было бы вновь отнести это к праздному любопытству. Однако к концертам Владимира Хомякова это никакого отношения не имеет, потому что в зале собирается (за редким исключением) его публика. Артист ее даже не завоевал, он ее вырастил своими уникальными проектами: «Джазом на большом органе» – единственным в своем роде фестивалем в мире; «Органными опытами»; и, конечно же, исключительно образовательным и познавательным «Часом органной музыки». Этот час, кстати, в афише всегда значится по воскресеньям, причем в середине дня, а зал тоже неизменно полон.
А минувшей ночью в зале «Родина» можно было встретить не только известных челябинских музыкантов и поэтов, преподавателей институтов музыки и культуры, а также их учеников, давних поклонников исполнительского мастерства Владимира Хомякова, но также любителей рок-музыки и джазовых импровизаций.
Всё дело в самом названии концерта «Бах-рок-джаз» и таланте исполнителя легко и со вкусом провести параллели между историческими музыкальными пластами. Свои концерты Владимир Хомяков давно ведет сам, то есть не только исполняет музыку, но и говорит о ней со слушателями. Перед началом этого концерта он сравнил Иоганна Себастьяна Баха с рок-группами ХХ и XXI веков: «Во времена Баха концертные залы были доступны только знати, а простой народ слушать музыку приходил в храмы. С учетом того, что их залы были довольно вместительными, там собиралось такое же количество народу, как на рок-концертах в наши дни. И Бах импровизировал».
Программа этого вечера началась и завершилась самыми знаменитыми произведениями гения XVIII века, написавшего более тысячи непревзойденных пока по своей гармонии произведений. А в обрамлении Баха звучали рок-композиции и джазовые импровизации современности, в том числе авторские произведения Владимира Хомякова, любимая многими его «Июльская импровизация».
В антракте никто не покинул «Родину», как это часто бывает на сегодняшних спектаклях и концертах – психологи в этом случае говорят о клиповом сознании… Здесь оно не сработало, в антракте слушатели пили кофе с пирожными, покупали альбомы Владимира Хомякова, обсуждали только что услышанное, радовались и этой встрече, и тому, что всё так необычно, что за окнами уже глубокая ночь… Всё это давало новый импульс происходящему.
А после концерта зрителей приветствовал дождь – довольно сильный, но какой-то весенний, не злой. Дороги стали похожими на реки, в которых отразился ночной город со всеми его огнями. А струи дождя смешались с желтыми листьями – красиво было очень. Как будто сама природа была согласна с тем, что в эту ночь происходило в органном зале и в сердцах тех, кто там побывал.
Что ж, челябинская филармония может гордиться тем, что в ее стенах родилась еще одна добрая традиция, на которую с готовностью откликнулся город.
Фото: Фото Александра Симакова