Жители дома на улице Сталеваров, 84б оказались заложниками бюрократической машины. По документам их дом считается расселенным, и обслуживать здание, естественно, не берется ни одна управляющая компания. При этом деньги за «коммуналку» жильцам начисляют исправно. Меж тем в городе стартовал отопительный сезон, а дом к нему оказался совершенно не готов.
Здание без окон и дверей кажется совершенно безжизненным, но только на первый взгляд. В обшарпанном подъезде со скрипящей деревянной лестницей есть несколько трехкомнатных квартир, в которых до сих пор вынуждены жить люди. Люди эти вовсе не бомжи. Вера Васильевна Орехова, например, работает в школе, учит детей, а 81-летняя Тамара Сергеевна Горланова, ветеран труда, больше 20 лет отработала на «Коксохиме». Свои квартиры в разрушающемся доме жильцы, как могут, поддерживают в пригодном для проживания состоянии, потому что другого жилья у них нет. Но как пережить в таком доме надвигающуюся зиму, они не знают.
Официально дом признали аварийным лишь в 2013 году. «На самом деле дом был изношен на 80% еще в конце 80-х годов, мы уже 30 лет живем в аварийном доме, который уже тогда подлежал расселению, – рассказывает челябинка Альбина Заславская. – Дом даже числился в программе на переселение на 2006–2010 годы, но потом чудесным образом документы о признании дома аварийным затерялись. В 2013 году мы сами собрали все документы и признали наш дом аварийным. Мы писали во все инстанции, даже президенту, и в прошлом году нас наконец попросили предоставить в администрацию документы на квартиры для последующего расселения. Однако расселили лишь часть дома, квартиры получили люди, которые недавно приобрели жилье в аварийном доме, а нам квартиры так и не дали».
С переселением части квартир ситуация только усугубилась. Свободную жилплощадь быстро начали обживать бомжи, за лето они спилили и отнесли в металлолом все стояки и батареи, перебили окна в жилых квартирах. «Нам сейчас просто опасно находиться в собственных квартирах, меня уже дважды ограбили. Недавно приезжали журналисты, так бомжи и на них набросились, – со слезами на глазах сетует Тамара Сергеевна. – За домом никто не следит, зато коммунальные платежи собирают исправно. Зимой я плачу пять тысяч за квартиру, и за уборку, которая не проводится, и за обслуживание, которого нет. Сейчас в доме нет батарей, и за это никто не отвечает».
В КУИЗО на все вопросы жильцов отвечают просто: раньше этого дома аварийными признаны еще четыре дома, и по закону сначала необходимо расселить их. А квартиры владельцам трешек год назад не дали по той простой причине, что не было на тот момент у администрации равноценных квартир, только двушки. А батареи? Так это вопрос к управляющей компании...
Сегодня на встречу с жильцами «расселенного» барака приехал председатель КУИЗО Сергей Чигинцев. «Безусловно, граждане находятся в тяжелом состоянии, но всем были предложены варианты маневренного фонда. То, что люди боятся уходить в маневренный фонд, пусть это будет на их совести», – отметил он.
Переселяться во временное жилье жильцы аварийного дома действительно не хотят – по соседству с их домом расположен дом из разряда маневренного, и его жители также много лет добиваются переселения в нормальное жилье. Правда, после бурного выяснения отношений глава ведомства все же решил снизить градус накала ситуации.
«Сегодня глава города Евгений Тефтелев уполномочил меня сделать заявление, что, несмотря на по-прежнему сложную ситуацию с бюджетом, изыскан резервный фонд, и до конца года вопрос компенсации стоимости жилищных помещений собственникам и предоставления жилых помещений пользователей будет закрыт по этому конкретному дому», – пообещал он.
Жители дома пока с недоверием восприняли заявление представителя администрации, но у них хотя бы появилась надежда на переселение, а вот у жителей соседних домов такой надежды по-прежнему нет.
Один из домов соседей по адресу Сталеваров, 84а вчера вечером, 3 октября, при попытке подключить отопление затопило кипятком. Горячая вода хлынула с потолков в квартирах жителей в пятом часу вечера. «Я кормила детей на кухне, у меня их трое, младшему четыре месяца, – рассказывает собственница одной из квартир Мария Нечеухина. – Слышу, где-то побежала вода, пошла в зал, смотрю, бежит с потолка. Пока бегала за тазиком, побежало в другом месте, а через некоторое время скопившаяся вода обрушила подвесной потолок».
Горячая вода из разобранных бомжами на крыше труб добралась до каждой квартиры хилой двухэтажки. Сегодня жильцы стараются просушить стены, потолки, шторы, ковры, но на улице дождь, а в квартирах стоит такая влажность, что у фотографа за считаные минуты запотевает объектив камеры. Электричество в доме после аварии включили лишь сегодня после обеда.
«У нас такие потопы не редкость, – признается соседка Марии с первого этажа Любовь Пичугина. – В туалете с грибком воюем постоянно, потолок замазываем, но он регулярно обрушивается. В подъезде отопления нет, зимой дверь примерзает, и по утрам открываем мы ее с трудом. Мы уже много лет ждем, что нас расселят, но выросли наши дети, подрастают внуки, а ситуация не сдвигается с мертвой точки».
Проверку по факту очередного затопления кипятком дома уже начала прокуратура Металлургического района Челябинска, но она вряд ли поможет в решении насущного для жителей вопроса. Правда, отопление в доме завтра все же пообещали включить – в отличие от соседей в этом бараке будет хотя бы тепло.
По соседству с этими домами стоит еще несколько барачного типа двухэтажек. В одной из квартир дома №86 весной обрушился потолок. Тогда хозяин квартиры Александр Комиссаров пригрозил главе города Евгению Тефтелеву в случае повторения ситуации бросить в него кусок штукатурки за невыполнение обещания расселить жителей в ближайшее время. «Тефтелев нам обещал, что поможет с переселением, это было еще в сентябре прошлого года на аппаратном совещании, и ничего не сделал», – рассказывал тогда владелец разрушающейся квартиры.
Здесь ситуация тоже не изменилась: на потолке в подъезде огромная дыра, через которую заливает дождь, хлипкие лестницы, по которым страшно подниматься на второй этаж.
Надо сказать, по соседству с бараками уже выстроили несколько новеньких панельных девятиэтажек, в такие же «панельки» администрация обещала расселить жильцов проблемных домов. Одну из них даже построили, но выполнить обещание как будто забыли, а потом фирма-застройщик объявила себя банкротом. Сейчас рядом с проблемными домами появился еще один котлован под панельную многоэтажку на три подъезда, вот только стоит ли рассчитывать жильцам на этот жилфонд, пока не ясно.
Фото: Фото Олега Каргаполова