Социальная ответственность бизнеса, по мнению челябинцев, заключается прежде всего в форме дополнительных гарантий трудовым коллективам, некоммерческих социальных проектах и своевременной выплате зарплаты. К таким выводам пришли специалисты лаборатории прикладной политологии Челябинского филиала РАНХиГС по итогам соцопроса.
Необходимость дополнительных гарантий трудовому коллективу предприятия отметили 47,1% опрошенных экспертов, чаще других эту позицию выбирали как раз представители бизнеса – крупного и среднего, а также представители общественных организаций. Реализация некоммерческих социальных проектов в интересах лиц, не участвующих в бизнесе, востребована по мнению 47,1% экспертов. Как правило, этот вариант выбирают государственные и муниципальные служащие, представители СМИ, культуры и образования.
Своевременная выплата заработной платы и выплата отчислений на пенсионное обеспечение – понятия так называемого первого и суперобязательного уровня социальной ответственности бизнеса. Эту позицию отметили 41,2% и 35,3% опрошенных соответственно, в большинстве своем – представители малого бизнеса и члены общественных организаций.
Проведение бизнес-структурой благотворительной деятельности относят к третьему уровню корпоративной социальной ответственности. И, если поддержку талантливых детей и молодежи отмечают 35,3% опрошенных, то вариант ответа «участие предприятий в некоммерческих проектах, реализуемых властью» выбрал лишь чуть больше, чем каждый десятый эксперт (11,8%). Кстати, и ту, и другую позицию чаще остальных предпочитали представители крупного и среднего бизнеса, а также эксперты ученые.
«Проблема осмысления социальной роли и ответственности российского бизнеса в настоящее время формулируется как властью, так и самими предпринимателями. Ключевой пункт в этом процессе – осознание того, какие социальные функции в государстве может взять на себя бизнес, при каких условиях он будет максимально заинтересован в выполнении принятых на себя социальных обязательств, что может быть обозначено как социально-ответственное поведение, – отметили исследователи. – Распределение ответов экспертов вполне логично, если обратиться к классическому пониманию корпоративной социальной ответственности. В настоящее время, несмотря на сложные социально-экономические условия, организации пытаются принять дополнительные меры для повышения качества жизни работников, а также местного сообщества».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com