За прошедшие 50 лет челябинский театр, которому не дает стареть его публика, из ТЮЗа перерос в молодежный, сменил три сцены, поставил 271 спектакль, в том числе четыре про приключения Буратино и не утратил своего интереса к эксперименту. Свой золотой юбилей Челябинский молодежный театр отметил в кругу коллег и друзей, а его праздник в кругу зрителей продолжается изо дня в день.

Если говорить об официальных бумагах, то ТЮЗ в Челябинске был открыт в 1965 году. Однако коллектив театра датой отсчета считает первый спектакль – «Золотой ключик» по сказочной повести Алексея Толстого о приключениях Буратино (режиссер Борис Скоморовский, художник Александр Клочков, композитор Евгений Гудков) был сыгран 1 января 1966 года на сцене челябинской филармонии.

Своя сцена у театра юного зрителя появилась только через четыре года, сегодня она принадлежит камерному театру. В 1967 году главного режиссера ТЮЗа Бориса Скоморовского сменил Тенгиз Махарадзе, который стал для труппы настоящим творческим лидером.
Махарадзе за 25 лет своего служения ТЮЗу поставил в нем около 50 спектаклей. Многие из них останутся в истории театра навсегда – например, спектакль «Если бы небо было зеркалом» (по пьесе Думбадзе), который был удостоен диплома второй степени Министерства культуры РСФСР на II Всероссийском фестивале национальной драматургии и театрального искусства народов СССР.

Или его же «Глоток свободы» по Булату Окуджаве (1969 год), или «Журавлиные перья» по сказке Дзюндзи Киноситы (1983 год). Можно перечислять и перечислять. Кстати, свой поздравительный спич заместитель министра культуры Челябинской области Григорий Цукерман составил из названий спектаклей ТЮЗа: «Ревизор», «Кукольный дом», «Бременские музыканты», «Горе от ума», «Они и мы», «Ущелье крылатых коней», «Стойкий оловянный солдатик», «Гроза», «Стеклянный зверинец», «Собачье сердце» и так далее, и так далее. Это было не только красиво, но и энциклопедично. И там, конечно же, прозвучали многие спектакли Тенгиза Махарадзе.
В 1982 году Челябинскому ТЮЗу было передано здание драматического театра – бывший Народный дом, где театр живет сегодня. Первой премьерой здесь стал спектакль по пьесе Гарсиа Лорки «Кровавая свадьба» также в постановке Тенгиза Махарадзе. И это была первая постановка Гарсиа Лорки в Челябинске вообще. Еще раньше, в 1978 году, ТЮЗ – тоже первым – обратился к драматургии Брехта, в афише появился спектакль «Добрый человек из Сезуана» (режиссер Геннадий Егоров, художник Марина Перчихина, композитор Анатолий Кривошей). Критики считают, что с этого спектакля начался еще один этап в жизни театра – ТЮЗ пустился в поиски новых путей во взаимоотношениях со зрителем.
Театр со своим лицом
Настоящим бумом в Челябинске были в конце 1980-х спектакли молодого тогда режиссера Виктории Мещаниновой, только что приехавшей со стажировки в мастерской Георгия Товстоногова. Подростки буквально ломились в кассы ТЮЗа, чтобы попасть на ее «Подъезд» и «Роковую ошибку».

«Хорошие были годы, – вспоминает Виктория Николаевна. – Не потому, что молодость моя, что начало профессиональной деятельности. Просто так сложилось, сама ситуация тому благоволила – пришла в театр молодежь, художники хорошие, вообще в театре был воздух, был кислород, были талантливые люди. И это, наверное, самое главное, потому что многих до сих пор помнишь. И я теперь понимаю, что это был театр со своим лицом, со своим театральным манифестом, убеждениями. С Махарадзе у нас были сложные отношения, но это, несомненно, был творческий лидер. И я светло вспоминаю то время. Да, мои спектакли были в какой-то степени скандальными, меня даже «на ковер» вызывали в высокие кабинеты, журили за дерзость. Но молодежь-то на спектакли шла, потому что мы вышли с материалом, который говорил о жизни. И выяснилось, что это интересно зрителю, что это востребовано».


Вспоминает это время и художник Сергей Александров, который пришел в театр по приглашению Тенгиза Махарадзе в 1982 году: «Это был период трех режиссеров-постановщиков в ТЮЗе – самого Тенгиза Махарадзе, который был в самом расцвете сил, Виктории Мещаниновой и Евгения Фалевича. Молодежные спектакли Виктории Мещаниновой шли просто на ура, Женя Фалевич, который вырос в театре, был актером, активно экспериментировал как режиссер. Это была такая мощная творческая волна! Три режиссера работали в совершенно разных стилях. Очень интересный был в творческом плане период. Я делал спектакли со всеми. И в это время удалось создать прекрасные цеха – бутафорский, пошивочный, художественный... Театр жил очень активно».
И, конечно же, актеры купались в этой творческой атмосфере.

«Много было интересных экспериментов, которые всегда артистам на пользу, – вспоминает народная артистка России Ольга Телякова. – Нам везло на хорошие спектакли и прекрасных режиссеров: Тенгиз Махарадзе, Игорь Перепелкин, Анатолий Праудин, Валерий Рыбаков, Наум Орлов… Я в Челябинске осталась благодаря Тенгизу Александровичу Махарадзе, хотя должна была уехать в Новосибирск. И не жалею, этот театр стал единственным и любимым. С Махарадзе я сделала массу ролей, а учителем моим был Игорь Кузьмич Перепелкин – ученик Товстоногова. Так что я тоже представляю товстоноговскую школу, чем и горжусь. Игорь Перепелкин – главный человек в моей профессиональной жизни, как и хореограф Виктор Иванович Панферов.
Да и на интересные роли мне везло, хотя я признаю правило: «Тому везет, кто везет». В этом смысле я трудоголик. Наверное, потому что была и спортсменкой (КМС по спортивной гимнастике), и солисткой танцевального ансамбля «Уральские самоцветы». Это все очень дисциплинирует, вырабатывает характер, волю».

Своими любимыми спектаклями Ольга Телякова назвала «Жанну д' Арк» Наума Орлова, его же «Кукольный дом», который до сих пор остается в репертуаре театра, «Гамлета» Рыбакова, и все спектакли Игоря Перепелкина: «Их было много. И так вышло, что все они сыграли важную роль в моей творческой судьбе. Все мои любимые роли приносили мне победы в номинации «лучшая женская роль». После того, как я сыграла Эсмеральду и Золушку, меня заметил такой мастер как Зиновий Корогодский, многие критики. А после роли Герды приглашали работать в Центральный ТЮЗ в Москву к Алексею Бородину. Но я не жалею, что не уехала ни в Питер, ни в Москву, мне грех жаловаться. Я и здесь работала с интереснейшими режиссерами России – с Анатолием Праудиным мы сделали спектакли «Фея Теккерея» и «Мещанин во дворянстве». С Алексеем Бородиным – «Отцы и дети», с Берманом – «Крестики-нолики»…».
Это делает нас счастливыми
Эксперименты в театре продолжились и в 1990-е годы, когда Валерий Рыбаков поставил спектакль шекспировского «Гамлета», где образ главного героя создавали сразу четыре актера. В Екатеринбурге на фестивале «От Шекспира до Чехова» его вдохновенно и виртуозно обсуждали не только театральные критики, но и философы, филологи.

Затем молодой режиссер Приходько сделал для театра интеллектуальную драму знаменитого японца Юкио Мисимы. Анатолий Праудин просто взорвал город своими постановками «Фея Теккерея» и «Мещанин во дворянстве», о которых вспоминает Ольга Телякова.
А в новый век ТЮЗ вступил под девизом «Современный театр для всей семьи». Яркой страницей в истории театра стал спектакль «Сны о Русалочке» по Андерсену (2006 год), идея которого, а также постановка, декорации, анимация и свет принадлежали художнику Антону Сластникову, а хореографом-постановщиком выступила Ольга Пона.

«Мы давно сотрудничаем с этим театром, – говорила Ольга Пона на юбилейном вечере. – Многие наши танцовщики в качестве хореографов работали здесь над спектаклями – Мария Грейф, Влад Морозов, и я сделала несколько работ. Надеемся, что сотрудничество это будет продолжаться. Ведь это делает нас счастливыми».

В 2012 году театр принимал у себя VI Всероссийский фестиваль-лабораторию театров для детей и молодежи «Колесо», учрежденный Союзом театральных деятелей России. А в рамках международного театрального проекта «Открытые двери» дважды (в 2012 и 2014 годах) здесь проходили творческие лаборатории «Молодые режиссеры – детям». Именно в этот период родился еще один удивительный проект – спектакль «Дневник 12-летнего. «Пиранья» по дневникам реального подростка. Спектакль был поставлен Верой Поповой и Алексеем Лобановым и пользуется большим успехом у молодой публики.

Символично, что в год золотого юбилея театра на его сцене в четвертый раз состоялась премьера «Буратино». Правда, этот спектакль абсолютно не похож на три предыдущих. Это музыкальная сказка, которую поставила творческая команда из Петербурга во главе с режиссером Сусанной Цирюк, и в ней заняты не только актеры, но совсем юные мальчишки, победившие на кастинге. То есть бывший ТЮЗ, а ныне молодежный театр, не изменил себе, он продолжает поиск.

«46 лет назад я здесь, в этом театре, родился как будущий балетмейстер, – сказал на вечере преподаватель челябинского института культуры, балетмейстер Виктор Панферов. – Я благодарен актером, ради которых прихожу в этот театр. Это прекрасные люди. Они преданы своей профессии и своему зрителю. Зритель после спектакля уходит, а актеры остаются. Каждая премьера для них – новая жизнь. Они берегут каждый спектакль, дорожат им. Ждут режиссера, который вдохнет в них эту новую жизнь».
И не только актеры, но все «закулисье», все цеха живут этим ожиданием, буквально боготворят все спектакли и берегут все, что было создано когда-то.

«С 1983 года я в театре, и он все время меняется, может быть, даже опережает чуть-чуть время, – рассказал заведующий художественно-постановочной частью Виктор Вайцель. – У мастеров наших цехов руки в прямом смысле слова золотые. И раньше мастера были хорошие в театре, а сейчас вообще коллектив супертворческий. И в бутафорском, и в столярном цехе. Им все подвластно. Они могут любую мебель сделать – любого стиля, любой эпохи, любой сложности. Здесь остаются те, кто предан своему делу, для кого театр – это творчество, сказка. Знаю, о чем говорю, ведь я уже 30 лет в театре.

И мы бережно храним самые ценные, самые удачные работы столяров, бутафоров, художников. Это те вещи, которые сегодня просятся в музей. У нас есть что показать – и костюмы, и реквизит. Мы об этом думаем и, надеюсь, музей у нас появится. Он нужен, потому что я вижу, с каким интересом ребята приходят к нам на экскурсии по закулисью».

О завтрашнем дне Челябинского молодежного театра мы говорили с его новым директором Галиной Братышевой: «Жизнь в театре продолжается. Сейчас мы работаем над спектаклем «Семь рассказов о любви» Ивана Бунина, ставит его еще один молодой талантливый режиссер, выпускник ГИТИСа Иван Миневцев. Мы продолжаем творческие эксперименты и не отказываемся от поисков новых форм работы со зрителем – есть желание делать больше камерных спектаклей, чтобы быть интересными молодежи. Артисты горят желанием работать, надо дать им эту возможность. И очень надеюсь, что все у нас получится».








Фото: Фото Людмилы Ковалевой и из архива Челябинского молодежного театра