В Челябинской области выросло количество заявок на получение кредита с подозрением на мошенничество. Об этом корреспонденту 74.ru сообщили в Объединенном кредитном бюро. По данным организации, за девять месяцев этого года банки в регионе выявили 10 623 заявки с подозрением на мошенничество. Для сравнения: в прошлом году за тот же период их было почти на четыре тысячи меньше. При этом число мошеннических кредитов, по которым в течение четырех месяцев не было совершено ни одного платежа, наоборот снизилось. 74.ru узнал у банков, какие заявки на кредит они считают подозрительными, и есть ли у заемщиков после этого шанс получить кредит.
Банки не согласны
Челябинские банки не согласны с цифрами ОКБ. Так, ВТБ24 отмечает снижение мошеннической просрочки на протяжении всего года. «Наибольшей популярностью среди мошенников пользуются кредиты наличными, кредитные карты, а также автокредиты, – рассказала управляющий РОО «Челябинский» ВТБ24 Елена Блинова. – Основная часть мошеннических заявок приходится на Москву и Московскую область. По нашей статистике в регионе в этом году не было таких случаев». Елена Блинова добавила, что ОКБ, скорее, говорит о подозрении на мошенничество, имея в виду и заявки, содержащие недостоверную информацию о трудоустройстве и доходах. «Рынок действительно очень меняется, поэтому здесь нужно говорить о готовности и умении банков меняться и приспосабливать свою систему андеррайтинга к рыночной ситуации», – добавила она.
В УБРиР в целом и в челябинском отделении в частности также не наблюдается увеличения количества заявок от физлиц на кредиты с подозрением на мошенничество. «Напротив, мы фиксируем тот факт, что качество заемщиков возросло. Это видно как на этапе предкредитной проверки, так и в дальнейшем прослеживается при выполнении клиентами обязательств по кредиту перед банком», – пояснил начальник отдела предкредитной проверки дирекции качества активов Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Александр Улыбышев.
В банке «Хоум Кредит» отмечают, что число подозрительных заявок по Челябинской области увеличилось, но только с той точки зрения, что увеличился поток клиентов, проявляющих слишком высокую кредитную активность. «Это те клиенты, кто обращается в разные банки за короткий период времени, подают заявки на совершенно различные суммы кредита и зачастую в разных категориях кредитования. Например, это заявка на кредит на покупку товара в розничной сети после недавно поданной заявки на кредитную карту», – говорит руководитель направления оперативного анализа и противодействия мошенничеству банка «Хоум Кредит» Алексей Манеркин. Эксперт полагает, что это может быть связано с активностью крупных игроков, которые стали делать больший упор на предложения действующим клиентам, а те просто соглашаются оформить заявку «на пробу».
За мухлеж – в черный список
Подозрительных заемщиков в банке, как правило, видят издалека – уже на стадии подачи заявления на кредит. «При каких-либо сомнениях в действительности документов или подозрениях, что кредит оформляется на третьих лиц, в кредите отказывается. При наличии у специалиста банка оснований считать, что документы поддельные, об этом сообщается в службу безопасности банка, после чего, как правило, к решению вопроса подключаются сотрудники полиции», – комментирует Александр Улыбышев.
Елена Блинова пояснила, что все выявленные банком заявки на получение кредитов с признаками мошенничества отклоняются, а информация о таких клиентах фиксируется в информационных системах организации в целях предотвращения выдачи кредитов при последующих обращениях.
«Исправиться» такому клиенту в глазах банка в дальнейшем в принципе можно, говорят банкиры. Правда, только в том случае, если это не касается подделки документов. «Но, конечно, такой негатив достаточно серьезен с точки зрения банка, ведущего разумную кредитную политику, – объясняет Алексей Манеркин. – Совет для клиентов простой – обращайтесь за кредитом только тогда, когда сможете его обслуживать с комфортом для своего бюджета, и всегда указывайте полную и достоверную информацию о себе».
О заемщиках хотят знать все
Чтобы повысить эффективность противодействия мошенничеству, банки предпринимают активные шаги по получению доступа к официальным информационным ресурсам федеральных органов исполнительной власти (ПФР, ФНС, МВД), а также по внесению изменений в действующее законодательство, направленных на либерализацию доступа банков к официальным информационным массивам и сведениям о кредитных историях, добавила Елена Блинова.
Многие банки сосредоточили свое внимание на кредитовании лояльных клиентов – тех, кто имеет хорошую кредитную историю, зарплатную карту в банке или ранее уже успешно обслуживался в нем. Вполне возможно, что именно консервативная политика и меры, предпринимаемыми банками, повлияли на снижение объема потерь от мошенничества в этом году.
По данным ОКБ, потери от мошенничества (по кредитам, по которым не было совершено ни одного платежа в течение 4 месяцев с момента выдачи. – Прим. автора) за год снизились значительно – больше, чем вдвое – до 981 штук. В рублях – с 0,98% до 0,35%. В прошлом году доля таких кредитов от общего количества выданных займов составляла 1%, за девять месяцев этого года всего – 0,36%. По оценке ОКБ, объемы кредитного мошенничества на Южном Урале в этом году составили 102,4 млн рублей. «Это, скорее всего, говорит о том, что банки начали более внимательно и тщательно проверять заемщиков перед выдаче кредита, что позволило сократить реальные потери от мошенников», – пояснили в Объединенном кредитном бюро.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com