Чтобы понять древнего человека, нужно научиться жить, как он, – под таким девизом работают исследователи, занимающиеся экспериментальной археологией. Воссоздавая предметы по старинным технологиям, ученые открывают много нового об их назначении и даже ценности. О роли эксперимента в археологии расскажет выставка «Ритуал и технология», которая откроется сегодня, 30 ноября, в 14:00 в историческом музее Южного Урала. Портал 74.ru побывал на выставке еще до её открытия.
Слово «археология» у многих ассоциируется с раскопками и артефактами, которые обнаруживаются под слоем земли. Но сами по себе трофеи останутся просто набором кусков глины или металла, пока не будет воссоздана целостная картина. Так, например, если раньше ученые думали, что каменный топор передавался от отца к сыну, то, опробовав технологию его изготовления, они поняли, что весь процесс занимает каких-то полтора-два часа. Нередко эксперимент позволяет сделать более глобальные выводы.
– Долго считалось, что необходимую температуру для плавления меди – выше 1100 градусов – нельзя достичь без древесного угля. Исследования челябинского археолога Игоря Русанова доказали, что вид топлива не важен. Если у вас налажен техпроцесс, достаточно полгорсти хвороста, чтобы расплавить металл и залить наконечник стрелы, – рассказал заведующий лабораторией экспериментальной археологии Челябинского госуниверситета Владислав Савин. – Это позволяет отказаться от использования утверждения, что жители Аркаима вырубили все окрестные леса, чтобы обеспечить себя металлом. Они, может, и вырубили – скорее всего так и было – но не ради топлива для металлургии.
Слово «историческая реконструкция» знакома многим южноуральцам по костюмированным выступлениям. И хотя ученые не всегда воспринимают их всерьез, такое хобби помогает науке.В Челябинской области экспериментальная археология началась с Аркаима – уникального памятника бронзового века, где практически в каждом жилище присутствуют кусочки металла и печи для выплавки. С начала его раскопок проводились работы по реконструкции.
– Реконструкция привлекает, прежде всего, своей массовостью. Можно организовать проекты на большое количество людей, чтобы пережить какой-то момент. Например, мы планируем сделать поход за рудой: в реконструированной одежде и обуви дойти и от городища до рудника, добыть руду, переработать и выплавить в аутентичной печи, – рассказал Владислав Савин.
Представленная в музее экспозиция объединяет две эпохи: каменный и бронзовый века. Эти периоды интересны тем, что позволяют проследить путь, как человек взял в руки камень, начал обрабатывать его, изготавливать с помощью него другие орудия, а после получил первое синтетическое вещество – медь.
В экспозицию вошли как древние артефакты, так и их реплики, сделанные учеными по древним методикам. Интересны и костюмы аркаимских жителей, воссозданные преимущественно по материалам раскопок, подавляющую часть которых сосавляют металлические аксессуары.
Еще один интересный экспонат – модель колесницы в натуральную величину. Она была воссоздана накануне открытия выставки и еще не опробована, но, по словам кураторов выставки, на ней вполне можно прокатиться. Слово «модель» используется не случайно – ученые не претендуют на 100% соответствие.
– Считается что Южный Урал – родина первых колесниц, но как они выглядели – другой вопрос. Находок не много: отпечаток колеса, останки упряжи. Есть аналогичные следы находки колесниц в родственных культурах. Мы попыталисьпредставить, как она могла выглядеть, опираясь в часности на размер погребальной камеры в которой были найдены останки колесницы, – рассказал Владислав Савин. – Это не боевая колесница, на которой преодолевали гигантские расстояния, а единичная сакральная вещь, подчеркивающая социальный статус владельца. Вообще таким транспортом пользовались пастухи, чтобы двигался на одной скорости за стадом и направлять его. Она рассчитана на одного человека и две лошади.
Выставка не случайно называется «Ритуал и технология», ведь в древние времена практика была неотделима от духовной составляющей. Люди не просто старались сделать вещь удобной и прочной, но также наносили на нее различные узоры, имеющие сакральное значение.
– Экспериментальная археология – метод, который позволяет уточнить детали прошлого, отсечь то, чего не могло быть никак. Если мы можем «поиграть» с ритуалами, по которым нет фактических подтверждений, то многие вещи, например температура плавления металла, остаются неизменными. Но экспериментальная археология – это всего лишь один из методов, который работает в совокупности с другими, – заключает Владислав Савин.А какая экспериментальная археология без практики? На выставке запланировано большое количество мастер-классов: гостей научат азам наскальной живописи, различным техникам изготовления каменных орудий и глиняной посуды, расскажут о минералах Южного Урала, которые использовали наши предки. Также посетители услышат звуки музыкальных инструментов, известных с древнейших времен.
Выставка будет работать на втором этаже западной башни музея до конца января 2017 года. Узнать об участии в мастер-классах можно по телефонам 263-08-32, 265-23-88.
Фото: Фото Олега Каргаполова