На Южном Урале отмечено оживление предпринимательской активности, правда, пока совсем мизерное. Торговля приуныла, зато небольшой производственный бизнес воспрянул духом. Как сообщили 74.ru в общественной организации «Опора России», в третьем квартале 2016 года индекс RSBI (исследование самочувствия бизнес-ожиданий малого и среднего предпринимательства) вырос до 37,7 процентного пункта (на 1,1 п.). В то же время наша цифра заметно ниже, чем в среднем по России (44,9), а это свидетельствует о крайне низкой деловой активности в области.
– В Челябинской области среди основных компонентов рост демонстрировала только доступность финансирования. По значению она приблизилась к общероссийскому уровню. О легкости получения кредита говорила половина опрошенных. При этом в среднем по стране этот фактор фиксировали 44% от опрошенных, – отмечает глава общественного объединения предпринимателей «Опора России» Александр Калинин. – Остальные составляющие индекса: продажи, кадры, планы по инвестированию – снижались и находятся существенно ниже аналогичных показателей в целом по стране.
Генеральный директор машиностроительного холдинга «Прайд» Дмитрий Нестеров еще более категоричен в оценках:
– В стране убивается малый и средний производственный бизнес. Системно. Налогами, оброками, диким контролем, новыми акцизами. Забудьте. У государства мало денег, поэтому оно (министерства и чиновники) собирает деньги с крестьян. Мы платим им, чтобы они повышали себе ЗП и затыкали дыры неэффективного управления.
Индекс RSBI – индикатор, рассчитываемый ежеквартально на основе опроса руководителей компаний малого и среднего бизнеса. Значение выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности, ниже 50 пунктов – на снижение. На этот раз в исследовании приняли участие 2000 предпринимателей из 21 региона России, в том числе на Южном Урале.
Индекс отражает настроения и ожидания представителей российского бизнеса на временном отрезке в три месяца по четырем основным показателям: продажи, кадры, доступность финансирования, инвестиции. Дополнительно рассматриваются также другие компоненты: бизнес-ожидания (условия ведения бизнеса в целом), прибыль, количество клиентов/покупателей, цены реализации товаров и услуг, себестоимость производства/оказания услуг, баланс запасов продукции (не применяется для сферы услуг). Они не участвуют в расчете индекса, но дают дополнительную информацию о состоянии малого и среднего бизнеса в регионах и по России в целом.
Уже третий период подряд общероссийский индекс показывает рост свыше 50 пунктов. В третьем квартале прибавка составила 0,8 пункта, и значение индекса стало максимальным с начала сложного периода в российской экономике.
– Это позволяет констатировать укрепление тренда на постепенное замедление спада деловой активности в сегменте малого и среднего бизнеса, – комментирует Александр Калинин. – Предприниматели стали не только нанимать персонал, но и увеличивать зарплату своим сотрудникам. Что касается продаж, то бизнес восстановил свой уровень к 2014 году. Если говорить о доступности финансирования, то она, конечно, испытывала драматические падения, но сейчас идет восстановление. При этом мы зафиксировали, что в третьем квартале бизнес был разочарован ставками, даже произошло снижение по сравнению со вторым кварталом. Объясняется тем, что предпринимателям обещали много денег, а в итоге их не было.
Позитивно оценивают респонденты клиентский спрос. Этот компонент растет второй квартал подряд и в общероссийском рейтинге закрепился в значении выше 50.
По-прежнему на крайне низком уровне находится составляющая себестоимости, отражая плохой контроль сектора малого и среднего бизнеса за операционными расходами или невозможности оказывать на них влияние. При этом предприниматели говорят, что это общая беда, характерная не только для малого бизнеса.
– Мы устали от вечного роста цен на сырье и комплектующие, от постоянных попыток свести концы с концами, от проверок, штрафы после которых равны обороту предприятия, – с горечью говорит индивидуальный предприниматель Сергей. – Иногда встаю с утра и думаю: а не проще ли закрыть бизнес.
При этом в России увеличилась доля компаний, готовых наращивать инвестиции. Если во втором квартале только 11% предпринимателей демонстрировали намерения вложить деньги в развитие своего дела, то в третьем квартале их число выросло до 15%. Тем не менее достаточно высок показатель тех, кто не готов инвестировать – 30%.
В Челябинской области ситуация кардинально отличается. Всего 7% опрошенных бизнесменов заявили об увеличении инвестиций. При это заметный рост наблюдался среди тех, кто сворачивал инвестиции, – с 7% во втором квартале до 18% в третьем.
– Можно пенять на структуру экономики региона, но, с моей точки зрения, у нас развитию малого и среднего бизнеса не уделяется достаточно внимания, – говорит президент «Опоры России». – Столько, например, как во Владимирской или Тюменской областях. Малый бизнес на Южном Урале не считается локомотивом экономики.
Вместе с тем в целом во всей линейке отраслевых индексов и в разрезе размеров бизнеса итоги исследования свидетельствуют: лучше всего ситуация обстоит в производстве малого и среднего бизнеса, а хуже – в торговле и производстве микробизнеса, а также сфере услуг малого бизнеса.
– Есть известное железное правило: не пытайся продать то, что производишь, а производи то, что можно продать, – считает председатель ЧРО «Опора России» Артем Артемьев. – Но для того, чтобы организовать производство, нужно иметь либо большое желание, либо особый склад характера. Сам по себе малый бизнес – это лодка, руководитель которой и строитель, и штурман, и гребец. Конечно, в производственном бизнесе гораздо больше факторов неопределенности, чем в торговле и услугах. В то же время в долгосрочной перспективе это более благодатная сфера деятельности.
Напомним, проект «Индекс Опоры RSBI» был запущен в третьем квартале 2014 года и реализуется при поддержке общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».
Фото: Фото пресс-службы «Опоры России», с сайта Shutterstock.com