У каждого третьего трудоспособного россиянина есть основная или дополнительная работа, на которой он получает зарплату «в конверте». Об этом говорится в исследовании Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при президенте РФ. Ситуация в Челябинской области полностью соответствует этому тренду, полагают эксперты, анализируя данные налоговиков. При этом социологи уверены, что по мере стабилизации экономики и развития налоговых льгот теневой сектор рынка труда будет сокращаться.
Как рассказал 74.ru автор исследования Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС Андрей Покида, социологи опросили 1600 респондентов, представлявших занятое население в возрасте от 18 лет, в 35 регионах России.
– Результаты опроса, с учетом статистической погрешности, показывают разнонаправленные тенденции, – комментирует ученый. – За последние десять лет наблюдается увеличение числа работников, не оформляющих свою занятость на основной работе: 7,3% в 2006 году, 11,9% – в 2013-м, 11,7% – в 2016-м. Увеличилась также доля людей, получавших постоянно зарплату «в конверте» (с 9,1% в 2006 году до 12,3% – в 2016-м).
При этом, по словам Андрея Покиды, снижается доля людей, устроенных неофициально на дополнительной работе. Он отметил, что в 2016 году с различной периодичностью в течение года такую занятость имели 30,4% работников, тогда как три года назад показатель составлял 35,9%.
– Тем не менее в настоящее время дополнительная (вторичная) занятость является основным двигателем теневых процессов с точки зрения вовлеченности в них населения, – отмечает автор исследования. – При учете всех работников, занятых в различных формах теневой экономики, доля участников некриминального теневого рынка труда в 2016 году составила 40,3%.
Исследование подтвердило устойчивость теневого сектора, отмечает Андрей Покида.
– Незначительное сокращение вовлеченности людей в «теневой» рынок труда наиболее заметно среди работников, занятых дополнительной, временной работой, что связано не с легализацией их деятельности, а, скорее, с падением возможности получения дополнительного приработка. Количество потребителей продукции этого сектора рынка сохраняется, однако сокращается частота обращений граждан за услугами неофициальной экономики. Респонденты чаще стали останавливать свой выбор на более дешевой продукции, отказываться от проведения дорогостоящих работ или откладывать их.
Многие просто вынуждены работать в теневом секторе, уверен ученый. Для них это способ выжить и прокормить семью, поэтому бороться с теневой экономикой ограничительными мерами нельзя – это приведет только к созданию дополнительной социальной напряженности.
– Одним из эффективных способов уменьшения доли неофициально трудоустроенных граждан может стать снижение благоприятных условий распространения теневой занятости, – считает Андрей Покида. – Следует обратить внимание на повышение социальной и экономической защищенности официально трудоустроенных работников, усиление значимости социальных гарантий.
По данным исследователей, основная или дополнительная работа без официального оформления наиболее распространена на микропредприятиях, а также в таких отраслях, как строительство, сельское хозяйство, торговля, общественное питание, ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий, образовательные услуги. Наиболее редко теневая занятость практикуется в государственном управлении, здравоохранении и промышленности.
По данным южноуральских налоговиков, ситуация в области в целом соответствует картине, описанной в исследовании. В Челябинском УФНС отмечают, что стали выявлять больше случаев выплаты серых и черных зарплат. Как отмечают в ведомстве, этому способствует не только рост числа компаний, практикующих теневую занятость, но и активизация контролирующих органов, а также содействие самих работников, жалующихся на неофициальное трудоустройство.
По словам заместителя руководителя УФНС России по Челябинской области Марины Екимовой, наиболее часто зарплату «в конвертах» платят в торговле и строительстве. Самые дисциплинированные, помимо бюджетных организаций, банки и страховые компании.
Заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Челябинской области Ирина Жарикова отмечала ранее, что штраф для работодателей за выплату зарплат «в конвертах» составляет 200 тысяч рублей. При этом, если вовремя его не заплатить, сумма удваивается. Однако, несмотря на это, многие собственники бизнеса продолжают работать по серым и черным схемам.
– Есть несколько способов сокращения теневого сектора, в том числе неофициальных подработок, – отмечает аналитик компании «Финам» Тимур Нигматуллин. – Практически все в той или иной мере внедряются или готовятся к внедрению. В частности, сократить долю теневой экономики поможет принятый закон о поэтапном переходе на применение контрольно-кассовой техники, передающей информацию о расчетах налоговикам в электронном виде. Выходу из тени также эффективно способствует плоская шкала НДФЛ. Правительство уже долгое время пытается решить проблему в том числе за счет получения прямого контроля над крупными расходами населения. Перспективен в этом отношении полный или частичный отказ от наличных. Наконец, есть еще один метод, хотя и спорный, – налог на «тунеядство». Думаю, теневой сектор рынка труда продолжит сокращаться в ближайшей перспективе.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com