Все новости
Все новости

Новая Москва: в Челябинске открылась выставка самого известного советского фотографа

В Челябинске 9 декабря открылась выставка пионера советской фотографии, художника и дизайнера Александра Родченко. Она посвящена Москве 20–30-х годов прошлого столетия и носит название «Москва в фотографиях Александра Родченко».

Поделиться

Поделиться

– Большую часть жизни Александр Родченко провел в Москве, несмотря на то, что много путешествовал по стране, и потому абсолютное большинство фотографий сделано им в столице, – рассказал московский фотограф и искусствовед, преподаватель школы имени Родченко Михаил Сидлин. – Москва – центральная точка его съемки. И фотографии этой выставки рассказывают о Москве новой.

Поделиться

Поделиться

Александр Родченко был другом челябинского художника Александра Русакова, в музее искусств нашего города хранится портрет Русакова кисти Родченко и портрет Родченко кисти Русакова. А в архиве семьи Родченко в 1980-х были обнаружены негативы портретов Александра Русакова, которые Родченко сделал в конце 20-х годов. Тем интереснее эта выставка именно челябинцам.

Поделиться

Поделиться

Выставка начинается с фотографии конструктивистской Шуховской башни, которую Александр Родченко снимал много раз. Эти снимки украшали обложки многих советских журналов. К этой же серии относится снимок железнодорожного вокзала с новыми металлическими конструкциями, также созданными инженером Шуховым.

Родченко любил снимать всевозможные массовые праздники, митинги, демонстрации и парады. Целая серия таких фотографий позволяет оценить стиль работы мастера в этом жанре – он неподражаем. Еще одна из его любимых тем – многоэтажки, которых в Москве того времени было совсем немного. Однако ракурсы съемки, выбранные Родченко, у зрителя вызывают ощущение, что Москва – почти Чикаго.

Поделиться

Поделиться

– Именно поэтому он любил снимать городские площади, выбирал такие точки для съемки, что его городское пространство становилось многомерным, устремленным вверх, – рассказал Михаил Сидлин во время экскурсии по выставке. – И в этом тоже новаторство Александра Родченко. На примере того, что окружало непосредственно его, он отрабатывал различные фотографические приемы и передавал экспериментальное видение действительности, атмосферу современного города.

Поделиться

Поделиться

Кстати, в экспозиции есть любопытная фотография Кропоткинской набережной с видом на еще старый Храм Христа Спасителя – это 1926 год, храм еще не взорвали. А завершается она серией снимков из знаменитых фотоочерков Александра Родченко: о создании в Москве службы скорой помощи, строительстве первых парков культуры и отдыха, гигантских фабриках-кухнях, великих советских стройках...

Поделиться

Поделиться

После презентации выставки Михаил Сидлин ответил на вопросы корреспондента сайта 74.ru.

– Известно, что один из фотоочерков Родченко был посвящен строительству Беломоро-Балтийского канала. Остались ли воспоминания фотографа об этом периоде в его жизни. Как он воспринимал неоднозначные события в первой стране Советов?

– Его многочисленные письма с Беломоро-Балтийского канала не содержали чего-либо трагического, каких-то его разочарований, размышлений о том, как и кем создаются новые в стране объекты. На мой взгляд, Родченко был человеком своего времени. Да, канал строили заключенные, но тогда была концепция «перековки» человека. И это воспринималось как нормальное явление.

Поделиться

Поделиться

– Есть записки его современников, возможно, недоброжелателей, в которых говорится, что Родченко ничего нового в искусство того времени не внес, что все уже было сделано до него. И что это его страшно раздражало?

– Завистники есть у каждого художника. Конечно, это не так, Родченко был наиболее интересным художником за всю историю ХХ века. Даже если говорить о нем не как о фотографе, а как о художнике. Его художественные работы – цветовые плоскости – были первыми в своем роде. Буквально три недели тому назад я показывал большую выставку Родченко в Москве, в Московском доме фотографии, одному из своих коллег – директору Kunsthalle Гамбурга, и услышал, что такие работы во Франции и Германии художники начали создавать только в 50-е годы. То есть это абсолютно прогрессивное искусство.

Поделиться

Поделиться

Что касается фотографии, он был одним из тех, кто создавал новый стиль 20-х годов, у него были коллеги, единомышленники в разных странах – во Франции, Германии. Он с ними переписывался, обменивался мнениями, то есть входил в международный круг фотографов. И был ими признан как новатор.

Поделиться

Поделиться

Выставка «Москва в фотографиях Александра Родченко» будет открыта в Государственном историческом музее Южного Урала (ул. Труда, 100) до 29 января 2017 года. С 10 по 23 декабря челябинцы смогут познакомиться с экспозицией бесплатно. Ежедневно в 17:00, кроме понедельника, на выставке будут проводиться экскурсии. В субботу, 10 декабря, в 12:00 в музее состоится лекция Михаила Сидлина «Миры Александра Родченко». Вход свободный.

Фото: Фото Олега Каргаполова

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter