Челябинская область вновь пережила дорожную перезагрузку. По традиции под конец года Миндортранс подводит итоги строительства и ремонта автомобильных дорог, а также рассказывает об инновациях. Если верить цифрам, одна из самых проблемных отраслей региона планомерно движется вперед. В этом году при поддержке губернатора Бориса Дубровского дорожный фонд составил 11 млрд рублей. Построено почти 100 км новых автодорог, отремонтировано более 200 км. В 2017 году дорожники обещают если не увеличить объемы работ, то сохранить их на прежнем уровне. Когда южноуральские магистрали достигнут уровня европейских? Логична ли укладка асфальта в снег? И какие секретные ингредиенты эксперты подмешивают в «дорожный пирог», чтобы сделать его долговечным? Рецептом поделился министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Дмитрий Микулик.
– Дмитрий Сергеевич, каковы итоги дорожного строительства в регионе за 2016 год: можете привести цифры в сравнении с прошлым сезоном?
– По сравнению с предыдущими годами, в 2016 году дорожники вышли на определенный рекорд: 150 км автодорог отремонтировано, на 190 км региональных дорог восстановлен верхний слой асфальтобетона. К примеру, в 2015 году это было всего 75 км. Если приводить общую статистику по строительству – цифры тоже внушительные. Всего введено в эксплуатацию порядка 100 км дорог, включая муниципальные объекты. Работы по строительству и реконструкции полотна ведутся в Агаповском, Аргаяшском, Ашинском, Брединском, Варненском, Верхнеуральском, Каслинском, Кунашакском, Кусинском, Красноармейском, Нагайбакском, Нязепетровском, Октябрьском, Пластовском, Саткинском, Сосновском, Троицком, Увельском, Чебаркульском муниципальных районах, Златоустовском, Миасском городских округах.
– А каковы объемы финансирования дорожной отрасли из регионального бюджета? Как поддерживает, пожалуй, самую проблемную отрасль правительство и губернатор?
– Во-первых, категорически не согласен с мнением о «проблемности» отрасли. Хотя видим, конечно, попытки ее представить таковой. Дорожная отрасль, как и любая другая, зависит от экономической ситуации региона в целом. Но в 2016 году произошло серьезное техническое обновление дорожного хозяйства. Этому свидетельствует даже парад коммунальной техники, который проходил в Челябинске в конце ноября. В сравнении с оснащением ЖКХ, дорожная техника, работающая на дорогах нашего города современна и соответствует всем требованиям.
Если все-таки вернуться к вопросам финансирования отрасли, могу сказать, что объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Челябинской области в этом году составил 11 миллиардов рублей. Значительная часть этих средств направлена на содержание автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения – это почти пять миллиардов. При строительстве новых автодорог освоено около полутора миллиардов. Также существуют такие статьи расходов, как ремонт, капитальный ремонт, проектно-изыскательские работы, субсидии муниципалитетам.
– Дмитрий Сергеевич, в ремонт дорог ежегодно вливаются немалые инвестиции. Достаточно ли средств вкладывается и обоснованы ли, на ваш взгляд, жалобы автомобилистов на качество покрытия?
– В адрес Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области действительно нередко поступают жалобы от пользователей автомобильных дорог, связанные с качеством покрытия. Самые частые нарекания – ямочность, колейность, сетка трещин, неровности и другие дефекты. При выявлении изъянов, в рамках работ по содержанию полотна, Министерством выдаются предписания подрядной организации ЗАО «Южуралмост» на ликвидацию дефектов и доведение состояния покрытия до нормативного. Это планомерная текущая работа. Также Миндортрансом уделяется большое внимание обеспечению качества выполняемых работ в сфере дорожного строительства, поскольку это напрямую влияет на снижение затрат при содержании дорог и обеспечивает межремонтные сроки эксплуатации. Строительный контроль, в соответствии с госзаданием Министерства, осуществляет организация «Челябинскавтодор». Причем качество проверяется на всех этапах технологического цикла – от экспертизы применяемых материалов и до соблюдения технологии производимых работ. При малейших несоответствиях процесс останавливается, и подрядная организация устраняет недостатки за свой счет. Перед сдачей объектов в эксплуатацию в обязательном порядке проводится диагностика объекта на факт соответствия требованиям нормативных документов.
– Напомните, каковы гарантийные обязательства подрядных организаций?
– В обязательном порядке при проведении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту региональных автомобильных дорог оформляются гарантийные обязательства подрядной организации по устранению недостатков, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации автомобильной дороги. Срок гарантии на различные виды работ составляет 4–8 лет. Также государственными контрактами предусматривается ответственность подрядных организаций в виде штрафных санкций и оплаты неустоек за несоблюдение сроков сдачи объектов.
– Сегодня много говорится о революционных материалах в дорожном строительстве. Где в Челябинской области можно проехать по современным магистралям и какие инновации сегодня применяются?
– Например, при реконструкции автомобильной дороги Станция Шагол – Красное Поле – автодорога «Обход Челябинска» применялась уже зарекомендовавшая себя модификационная добавка в асфальтобетонную смесь МК «Эластен». Материал представляет собой модифицирующую композицию в гранулах, состоящую из смеси резины, измельченной в виде порошка и различных активных химических добавок. Мы организовали консультации исполнителей с разработчиками нового материала, подобрали рецепт асфальтобетонной смеси, применение которой позволит увеличить продолжительность межремонтных сроков. Модификационная добавка МК «Эластен» также применена при капитальном ремонте автодороги Петровский – Сычево – Лазурный на участке Петровский–Сычево.
На трассе Кундравы–Варламово были экспериментальные участки, где применялись сразу три материала отечественного производства. Это фракционированный щебень, обработанный по методу холодного ресайклинга с добавлением ЩПС и 8% цемента. Дорожные строители по достоинству оценили преимущества, которые дает холодный ресайклинг – скорость, технологичность и качество. В частности – отсутствие загрязнения окружающей среды благодаря полному использованию материала старой дорожной одежды, что, в свою очередь, сводит к минимуму объем привозных материалов и избавляет от необходимости предусматривать площадки для заготовленных материалов. Кроме того, применение данной технологии позволяет получать связанные слои большой толщины, которые отличаются однородностью материала.
Здесь же использован бетон с микрокремнеземом для увеличения морозостойкости и бетон со стальной фиброй на участках протяженностью 150 м. Фибра повышает прочность и трещиностойкость. Устройство участков на одной автомобильной дороге предусмотрено с целью отследить, как поведут себя технологии в равных условиях эксплуатации.
– Строительство дорог зимой – тоже эксперимент?
– Различные технологии дорожного строительства, позволяющие проводить укладку асфальтобетонных покрытий при отрицательной температуре, существуют давно. Они основаны на применении различных присадок в битум. Однако Министерство использует подобные технологии при строительстве автомобильных дорог лишь в исключительных случаях, поскольку это ведет к удорожанию стоимости покрытия. Также при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог осуществляется ямочный ремонт так называемым «литым» асфальтобетоном при отрицательных температурах, до минус 10 градусов. Литой асфальтобетон отличается от обычной асфальтобетонной смеси повышенным содержанием минерального порошка (20–24%) и битума (9–10%). Содержание щебня – 40–45%. При температуре укладки 200–220 градусов смесь имеет литую консистенцию, что исключает необходимость ее уплотнения. К месту работ смесь доставляют специальными машинами с обогреваемой емкостью и выливают в подготовленную карту. После остывания смеси до 50–60 градусов по отремонтированному участку можно открывать движение транспорта.
– Каким подрядчикам оказываете доверие и допускаете к дорожному строительству? Тем, чей ценник более интересен?
– В целях совершенствования процедур и механизма закупок для нужд государства и бюджетных учреждений в России был принят ряд федеральных законов, регулирующих эту деятельность, в том числе Федеральный закон от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ стать участником конкурентной процедуры. Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, как государственный заказчик, не имеет возможности оказывать предпочтение тем или иным участникам закупки, ограничивать участие либо принуждать к участию в закупках. Однако, со своей стороны, данное заинтересованное лицо должно четко осознавать все отраслевые проблемы и свою меру ответственности при подписании Государственного контракта, чтобы впоследствии не происходило срывов при проведении работ и таких негативных последствий как включение в реестр недобросовестных подрядчиков.
– В планах дорожного строительства на 2017 год – магистраль Миасс–Златоуст. Каков масштаб проекта, стадия воплощения и его значимость?
– Строительство автомобильной дороги «Железнодорожная станция Хребет – автодорога Миасс–Златоуст» включено в государственную программу Челябинской области «Развитие дорожного хозяйства в Челябинской области на 2015–2022 годы». В 2016 году проведен открытый конкурс на право выполнения работ по строительству объекта, заключен двухгодичный государственный контракт с ЗАО «ЮЖУРАЛМОСТ» на сумму 297 840,00 тыс. рублей, в том числе на 2016 год – 96 234,131 тыс. рублей, на 2017 год – 201 605,869 тыс. рублей. На основании государственного контракта подрядная организация обязуется ввести в эксплуатацию автомобильную дорогу протяженностью 5 с лишним км в срок до октября 2017 года.
При планировании и распределении объема Дорожного фонда Челябинской области на 2017 год предусмотрены средства в размере 201 605,9 тыс. рублей на продолжение строительства автомобильной дороги.
Объект достаточно сложный, но строительство данной дороги является одной из составляющих развития туристического кластера: магистраль улучшит транспортное сообщение между туристическими площадками Национального парка спорта и туризма Тургояк, будет осуществлен проезд к горнолыжному курорту «Солнечная долина», минуя городскую черту Миасса.
Реализация объекта позволит решить проблему занятости населения поселков Сыростан, Верхний и Нижний Атлян, ст. Хребет (всего 7,8 тыс. человек трудоспособного населения) как за счет трудоустройства в объектах туриндустрии и придорожного сервиса, так и за счет расширения географии выбора места работы. Кроме того, улучшение транспортной доступности будет способствовать развитию малоэтажного строительства.
– Какие еще важные объекты будут построены или реконструированы в 2017 году?
– Дорожная фонд выделит деньги на целый ряд региональных автомобильных дорог: Тюбук–Кыштым, Челябинск – Харлуши – граница Аргаяшского муниципального района, Аргаяш – Кулуево – Марксист – Альмеева, мостовой переход через р. Сибирка на автомобильной дороге Сатка – Сибирка – Средняя Калагаза. Еще из магистральных направлений – мостовой переход через реку Каймоста на участке автодороги Движенец – Петрушкино – граница Башкортостана, Тогузак – Летягино – автодорога Южноуральск – Магнитогорск. И это лишь малая доля направлений, которые нам хотелось бы реализовать, используя средства дорожного фонда в 2017 году.
Фото: Фото предоставлено заказчиком