Почему актеру иногда хочется «выпрыгнуть» из предлагаемых обстоятельств, и что из этого может получиться? В Челябинском молодежном театре, например, родилась необычная премьера – впервые для детей был поставлен красивый, эмоциональный спектакль, где актеры не произносят ни единого слова! Но дети все понимают, а родители плачут. Про спектакль «Давай никуда не улетим, Ёжик» и другие проекты в духе нового века мы говорили с актерами театра Александром Черепановым и Вячеславом Косаревым.
Правильные слова не работают
– Начну с непонимания – как можно рассказать ребенку сказку, не произнеся ни слова?
Александр Черепанов:
– Получается, что можно. С детьми все гораздо проще, чем мы думаем, они не утратили природной чуткости – на уровне эмоций все воспринимают. К тому же в современном мире язык теряет коммуникативную функцию.
Вячеслав Косарев:
– В этом спектакле слова не нужны, потому что о вечности, о дружбе и о любви можно не говорить. Взгляд, жест способны передать такие чувства, как любовь, участие, интерес, сочувствие... Дети без слов понимают, кто добрый, кто злой, кто говорит правду, кто лжет...
Александр Черепанов:
– От слов мы отказались не сразу, а в процессе работы, почувствовав, что они не нужны. Хотя до самого последнего момента я не знал, будет ли наш спектакль интересен детям. Оказалось, да. Спектакль идет вечером, хотя заявлен он как детский (6+), чтобы на него приходили всей семьей. Рад, что он стал семейным. Практика коллективного похода в театр сегодня не работает. И очень хорошо. Потому что коллективный поход в театр может вызвать больше ненависти, чем любви. Мы, актеры, это прекрасно чувствовали и чувствуем.
Вячеслав Косарев:
– И все было к месту во время премьеры «Ежика» – и смех, и слезы зрителей. Взрослые даже больше плакали, чем дети.
– У героев вашей сказки не очень яркие костюмы, при этом очень выразительные. Кто придумал?
Александр Черепанов:
– Художник Костя Михайлов, который работает в челябинской драме. Он придумал всю эту красоту. Мы сознательно пошли на то, чтобы не делать яркие костюмы и декорации. В искусстве есть довольно странно понятие – если делаешь для детей, то все должно быть громким, ярким и даже аляповатым... Не всегда это сделано со вкусом. Но вспомните знаменитый мультфильм Юрия Норштейна «Ежик в тумане» – он совсем не яркий, а как его любят и дети, и взрослые. Мы решили идти этим курсом.
Вячеслав Косарев:
– Нам хотелось донести до зрителя эмоции современными средствами. В наше время правильные слова и яркие костюмы не работают, сегодня работают технологии, образы. Слова тут вторичны и даже не нужны.
– То есть будущее за такими спектаклями?
Вячеслав Косарев:
– Думаю, да.
Александр Черепанов:
– Во всяком случае, наш «Ежик» понравился зрителям и, надеюсь, останется на сцене, пока живы все те, кто с «Ежиком» связан. (Смеется.)
Зона интерактива
– Ваши зрители сидят на сцене, они пытаются контактировать с героями сказки?
Вячеслав Косарев:
– Они стараются помочь героям, пытаются изменить ситуацию. У нас нет черты между зрителем и сценой, поэтому дети спокойно выходят в зону интерактива. Поэтому зона импровизации наших актеров все время зависит от реакции зрителя, и спектакли получаются разными. Иногда детей бывает трудно усадить, угомонить, и это забавно. Сложно, но интересно. Актеры всегда готовы к эксперименту.
– Готово ли было к подобному эксперименту руководство театра?
Вячеслав Косарев:
– Как выяснилось, да. Мы показали спектакль, он понравился и был включен в репертуар.
Александр Черепанов:
– Хотя делали мы спектакль вне плана, в свободное от работы время. Поскольку режиссерского диплома у меня пока нет, я только учусь в театральном институте Екатеринбурга, в мастерской Вячеслава Анисимова, то свои идеи воплощаю альтруистически. Но вот спектакль вошел в репертуар – замечательно. На нашей сцене мы его показали уже три раза, а также съездили с ним на фестивали в Озерск и Курган. Он всюду прошел на ура, провала не случилось. В Озерске его смотрел театральный зритель.
Вячеслав Косарев:
– А в Кургане мы дважды показали «Ежика» в театре кукол. И сегодня курганские зрители ждут, когда мы его еще привезем. Сарафанное радио сработало. (Смеется.)
Чем больше «улиток», тем лучше
– Альтруизм на этом не заканчивается, насколько я знаю, вы стали инициаторами театральных читок в молодежном? Что читаете, как народ вовлекаете?
Вячеслав Косарев:
– Мы зрителя завоевали!
Александр Черепанов:
– Идея возникла после проведения на площадке нашего театра лаборатории в рамках фестиваля РАМТа «Колесо». Тогда прозвучала фраза: «Где же молодые Чеховы и Горькие, которые должны писать хорошие пьесы для современного театра?» И мы их начали искать. В двухстах километрах от нас есть город Екатеринбург, где Николай Владимирович Коляда занимается подготовкой молодых драматургов, – замечательные ребята, талантливые, понимающие... Они пытаются создать драматургию, созвучную нашему времени. Во все эпохи люди искусства ищут «героя нашего времени». И каждый драматург находит своего. Герои разные.
– Недавно критик Александр Архангельский говорил о том, что российский театр, как это ни удивительно, сегодня переживает новый подъем...
Александр Черепанов:
– И нам хочется быть в контексте этого подъема, а не за бортом. Так возникли наши читки, мы сплотились вокруг артиста нашего театра Бориса Черева и решили показать зрителю, что есть сегодня свои Чеховы и Горькие. И на Урале их особенно много, благодаря Коляде. Два года назад мы открыли проект читок. Потом Борис Филиппович в историческом музее создал Центр ненормативной лирики и жеста, а мы продолжаем «читать» при нашем театре. Чем больше «улиток», которые создают в городе кислород, тем лучше.
– Читка – способ проверить текст на зрителе?
Александр Черепанов:
– И это тоже. Читка читке рознь. Поскольку я учусь в Екатеринбурге, то бываю там на различных театральных проектах; там читка все-таки больше презентация текста. А мы пошли по другому пути – пытаемся сделать из читки эскиз спектакля, зрелище. Какой-то угол зрения на пьесу даем зрителю. А потом у нас обязательны обсуждения – некая обратная связь со зрителем. Очень важно понять: получили люди то, за чем пришли, или нет? А само студийное явление, как правило, привлекает другого зрителя. К нам ведь приходит не тот зритель, который покупает билеты на репертуарные спектакли.
– Драматургов приглашаете?
Александр Черепанов:
– Им даже можно задавать вопросы. Были у нас Андреев, Шергин, Васьковская, Уткина, Дымшаков... В прошлом сезоне мы провели целый цикл читок детских пьес, на которые приходили не только взрослые зрители , но и дети. А пьесы замечательные – там и эксперименты со временными петлями, и погружение в сюрреалистическую реальность, и фэнтези, то есть они нагружены образами, смыслами. Тексты непростые, но дети очень хорошо реагируют. В том числе мы читали пьесу «Эмиль – большая голова» Светланы Баженовой – одну из лучших современных пьес для детей. Это сказка с оригинальным сюжетом уровня Перро, Андерсена. Зрители на читке плакали. Хочется этот проект продолжить в 2017 году и поставить спектакль по прошлой читке пьесы «Бог ездит на велосипеде» Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной. Пьеса чудесная.
Вячеслав Косарев
Вячеслав Косарев:
– Зритель воспринимает тексты пьес лучше, чем мы думали, значит, надо двигаться в этом направлении.
– Почему это происходит?
Александр Черепанов
Александр Черепанов:
– Потому что зритель в современной драматургии видит себя со стороны. Сегодня надо сильно постараться, чтобы зритель увидел себя в Чацком или Онегине, соотнес себя с их окружением. Или с героями Шекспира, например. Поэтому помимо классики нужна современная драматургия. Надо больше смотреть интересного, необычного, непривычного. Как принято сегодня говорить, выходить из зоны комфорта. Потому что смотреть телевизор у себя на диване – это, как говорит один современный драматург, «не огонь».
– В новогодние каникулы позовете на читку?
Александр Черепанов:
– Читка пьесы «Колыбельная Марселя Марсо» ученицы Николая Коляды Марии Конторович в исполнении народной артистки России Ольги Теляковой будет 27 декабря в 18:00.
Фото: Фото автора и из архива Челябинского молодежного театра