В неприятную ситуацию попал челябинец Илья – после возвращения из Варшавы его чемодан остался в месте стыковки в Москве. Почти месяц ушел на то, чтобы вернуть свой багаж. Авиаперевозчик во всем винит пассажира, который, по его мнению, плохо знает таможенное законодательство. 74.ru разбирался в ситуации с юристом.
В середине января Илья возвращался в Челябинск из Варшавы с пересадкой в московском аэропорту Шереметьево.
– Багаж оформили до Челябинска, о чем написали на бирке. Я долетел по расписанию, а чемодан – нет. В процессе разбирательства выяснилось, что он остался в Москве, и я там его должен был забрать, – рассказал мужчина.
Чемодан Илье удалось вызволить почти через месяц в Санкт-Петербурге, доплатив при этом более 2,5 тысячи рублей. Мужчина отправился с претензией к перевозчику – компании «Аэрофлот».
– Деньги не великие, но это стало делом принципа. Почему, несмотря на все мои уточнения в аэропорту Варшавы и наличие багажной бирки, где черным по белому написано, что чемодан оформлен до конечного пункта, мне пришлось самостоятельно возвращать его? – удивляется Илья.
Однако в возврате денег ему отказали, уточнив, что пассажир обязан соблюдать таможенное законодательство.
– Ответ на претензию пришел длинный и тяжелый. Понять его простому, юридически неподкованному, человеку сложно, – рассказал Илья. – Главный посыл – пассажир обязан соблюдать таможенное законодательство. То есть, как говорится, сам дурак.
В своем ответе на претензию (есть в распоряжении 74.ru) «Аэрофлот» признает тот факт, что багаж был оформлен до Челябинска. И далее, ссылаясь на кодекс Таможенного союза, объясняет, что пунктом пропуска через границу является аэропорт Шереметьево. Здесь по требованию таможенных органов транзитный багаж сортируется и выдается в зал для прохождения досмотра.
– По прибытии в Москву багаж вами получен не был. Как следствие, предписанные таможенные формальности при пересечении границы России были пройдены лишь частично, – отвечают в «Аэрофлоте». – Зарегистрированный багаж остался невостребованным в зале прилета аэропорта Шереметьево.
В ответе также уточняется, что таможня отказалась выдать авиакомпании багаж для досылки в Челябинск прямым рейсом. И в дальнейшем с согласия пассажира чемодан был дослан по маршруту Москва – Рига – Санкт-Петербург, то есть через пункт вне территорий государств-членов Таможенного союза.
Что касается таможенной пошлины, которую заплатил Илья при получении багажа, «Аэрофлот» также сослался на кодекс. В авиакомпании указали, что при декларировании товаров несопровождаемого багажа необходимо предоставить экземпляр оформленной таможенным органом пассажирской декларации, выданной физлицу при пересечении границы. Если ее нет, то товары в багаже расцениваются как ввезенные с превышением норм – по стоимости, количеству и весу. А значит, необходимо платить пошлину. Возвращать деньги в «Аэрофлоте» отказались, объяснив это тем, что пассажир обязан соблюдать законодательство РФ и требования, связанные с таможенными контролем, чего в данном случае не произошло.
Как пояснила юрисконсульт юридической компании «Гаврюшкин и партнеры» Ануш Арутюнян, правила перевозки багажа транзитных пассажиров регулируются постановлением правительства России от 10.07.2014 г. №637 «Об упрощенном порядке совершения таможенных операций в отношении товаров, которые приняты авиаперевозчиком к перевозке в сопровождаемом багаже».
В соответствии с ними оформить багаж до места назначения можно только если в нем нет товаров, которые необходимо письменно декларировать при пересечении границы. Все ограничения после регистрации пассажира и его вещей в качестве трансфертного должны быть указаны в билете.
Кстати, в правилах «Аэрофлота» для транзитных пассажиров указывается список стран, при вылете из которых в Россию можно оформить багаж до конечного пункта. И в нем есть Варшава.
– Если авиаперевозчик не может автоматизированно передать багаж до места назначения без участия пассажира, он должен сообщить об этом при заключении договора – продаже билета. Тогда человек при транзите будет знать, что ему нужно получить багаж и зарегистрировать его на второй рейс до дома, – пояснила Ануш Арутюнян.
В данном случае «Аэрофлот» зарегистрировал багаж до места назначения, значит, должен отвечать за его доставку.
– Если уведомление о самостоятельной регистрации багажа было, но он его проигнорировал, то это вина пассажира. Если нет, то перевозчик обязан оплатить расходы по доставке багажа, – пояснила юрист. Она добавила, что Илья в данном случае, оформляя багаж до Челябинска, рассчитывал, что получит его по прилете, о другом его не уведомили.
На момент выхода материала «Аэрофлот» не ответил на запрос 74.ru.
Ануш Арутюнян сообщила, что при возникновении подобной ситуации необходимо написать письменную претензию перевозчику с требованием возместить убытки и компенсировать причиненный моральный ущерб. Если деньги в течение 10 дней не выплачены, начисляется неустойка 3% за каждый день просрочки от стоимости убытков. Дальше следует обращаться в суд.
Челябинцы могут улететь напрямую из аэропорта Баландино в ограниченный круг городов мира. Все остальные полеты проходят с пересадкой, как правило, в Москве. Помните, что упрощенный порядок доставки действует, только если в багаже нет товаров, которые необходимо письменно декларировать (информация есть на сайтах авиакомпаний). Дополнительно в аэропорту отправления уточните, нужно ли в транзитном пункте получать багаж и вновь регистрировать его.
Напомним, на днях в похожей ситуации оказались десять челябинцев, летевших транзитным рейсом из Бангкока на лайнере FlyDubai, который 12 января вместо аэропорта Екатеринбурга вынужденно приземлился в Челябинске.
Фото: Фото TeeRoar / Shutterstock.com