На этой неделе подходит к финалу всероссийский конкурс на лучшую концепцию центра Челябинска. В августе были определены пять финалистов – до сегодняшнего дня они работали над проектами. Основатель и генеральный директор градостроительной компании «Яузапроект» Илья Заливухин в августе активно делился впечатлениями от увиденного с корреспондентом нашего сайта и теперь рассказал о своем видении будущего Челябинска. Что будет с набережной, какие западные города стали образцами, что делать с туннелем метрополитена и где не будет небоскребов – в материале 74.ru.

Илья Заливухин изучил Челябинск в августе
– В рамках этой работы мы поставили себе задачу не только градостроительную, но и экономическую, экологическую, социокультурную. Наметили решение намного большего круга вопросов – тех, которые нам показались актуальными в Челябинске, и не только в центре, – подчеркнул Илья Заливухин. – Это и сложная экологическая ситуация в городе, связанная с загрязнением воздуха и реки Миасс – просто благоустройством набережной проблему не снять, нужно сначала понять, как решить вопросы экологии города в целом.

В ходе работы над концепцией развития Челябинска градостроители тщательно исследовали загрязнение реки Миасс
Река и набережная
– Нашим проектом запланирована новая набережная, и до 20% территории центра – это общественные пространства: скверы, площади. Это достаточно большой процент территории, если учесть, что в 100% не включены существующие улицы, – отметил архитектор.
Концепция предусматривает сужение русла Миасса и комплексный проект по решению экологической катастрофы, которая постигла реку: от модернизации и перевода некоторых промышленных предприятий до формирования береговой линии – градостроители убеждены, что одной очистки реки недостаточно, нужны и более решительные меры. При этом не считают представленные на конкурс Archchel-2020 проекты набережной дублирующими:
– Мы видели результаты этого конкурса, но предложили свои решения с комплексным проектом, в который вписана набережная, – заявил Илья Заливухин. – В нем заложены в том числе экономические параметры. Мы хотим вернуть жизнь в центр города, где она была до 1917 года.
Для этого «Яузапроект» предлагает развивать берег за счет новых жилых кварталов вокруг набережной с выделением новых участков земли под развитие центра.

На новой набережной Миасса вырастут жилые кварталы
Старая застройка
Прежде чем начать планировать новые кварталы, московские архитекторы провели функциональные исследования города, рассказывает Илья Заливухин:
– Мы изучили ценность застройки и периоды ее создания. Конечно, выявили много ценных зданий, которые однозначно должны быть сохранены и приспособлены под современное использование и не должны просто стоять и ветшать, ожидая сноса, – говорит он.
Еще в августе, осматривая деревянные постройки на улицах Карла Маркса и Цвиллинга, Илья Заливухин предлагал открывать в них кафе, тем самым привлекая жителей чаще бывать в центре. Эту идею он не оставил и развил в проекте.
– Нужно организовать пространство вокруг таких зданий, чтобы сохранить их внешний вид. Конечно, жилыми домами они уже навряд ли станут… Нужно сохранять и использовать культурное наследие, но оно не должно ограничивать развитие территории вокруг него. Челябинск сейчас в очень сложной ситуации – центр города практически пустой! Особенно если сравнивать с насыщенными европейскими городами или Самарой, Новосибирском, не говоря уже о Москве и Санкт-Петербурге. Центр Челябинска не в самом лучшем состоянии относительно других городов. Но ситуация тем и интересная тоже – можно при новом современном подходе сделать центр Челябинска одним из лучших в России.

Фрагмент генплана. Концепция предусматривает активное озеленение центра Челябинска
Эксперт считает, что центром Челябинска прежде активно не занимались, сохраняя перспективы будущего развития, но не считает нужным объявлять весь центр исторической зоной с ограничениями в застройке и восстановлением всех разрушенных зданий.
– Невозможно же восстановить весь Китай-город или историческую часть Петербурга, построенную ранее! Разумнее будет пойти по пути других городов, – считает архитектор.
По образу и подобию
– За образцы при разработке концепции мы брали активно развивающиеся азиатские города, но первостепенными стали мегаполисы Северной Америки – Чикаго и Ванкувер, – отметил Илья Заливухин. – Началось с того, что мы увидели в городском музее надпись «Челябинск – советский Чикаго» и решили сравнить. Конечно, в Чикаго живут 2,5 млн человек, но до второй половины 1950-х города развивались по одному пути. Затем в СССР началось массовое жилищное строительство, и пути разошлись.

Московские архитекторы видят Челябинск современным европейским городом
Чтобы они сошлись обратно, нужно полноценное развитие полуторамиллионного мегаполиса, убежден градостроитель. Но делать это нужно бережно, с сохранением природного и культурного ландшафта.
– Вычищаем реку, делаем набережную, сохраняем скверы и культурное наследие, а потом даем городу жить и строиться, – считает Заливухин.
Примером развития исторического города Илья называет Роттердам – второй по численности город Нидерландов разработчики тоже «примеряли» к Челябинску.
Новая застройка
– Одной из важных задач было разобраться с частной собственностью: понять, как распределены земельные участки в центре Челябинска и какой у них может быть регламент развития. Ведь центр – не абстрактный, это множество участков, которыми владеют множество собственников – жителей города. Мы поставили себе задачу заинтересовать собственников в развитии их участков – сейчас много пустырей, и нет понимания, что с ними делать. У нас есть предложения, основанные на возможности развития среднего бизнеса непосредственно собственниками земли, – рассказал Илья Заливухин.
У команды проектировщиков есть видение будущего центра Челябинска как жилого района, дома для самых разных слоев населения.
– Многие полагают, что в центре города строить нельзя. В мировой практике существуют принципы компактного расселения в городах. Сейчас в центре Челябинска живут всего около семи процентов населения – это очень мало. Мы считаем возможным при определенном комплексном подходе к проектированию центра, при модернизации транспортного каркаса и сохранении природного и культурного наследия развивать центр города, в том числе жилыми функциями. Люди могут и должны жить в центре города.

Проект стремится вернуть жизнь в центр Челябинска, в том числе через застройку пустырей
В основе идеи «Яузапроекта» – социологические исследования Челябинска и общемировая практика «центр для всех, периферии для богатых». По их мнению, центр южноуральской столицы стоит застроить разными домами для разных людей:
– В центре должно быть и социальное, и арендное жилье, о котором сейчас много говорят: хотим вернуть понятие «доходных домов». Расселение бедноты на окраинах – путь к гетторизации территории. При грамотном подходе к проекту развития жилья в центре будет обеспечено и поликлиниками, и детскими садами. Должны развиваться, модернизироваться и регулироваться социальная и инженерная инфраструктуры. Есть задачи развития и теплоснабжения, и ливневой канализации в центре города.
Кроме двух кварталов: зеленый свет высоткам
Главный враг застройки исторического центра – высотки. Так считают краеведы и историки, так думают многие челябинцы, а именитые архитекторы, увидев челябинские небоскребы, даже предлагают запретить производство голубого и зеленого стекла.
Илья Заливухин и его команда считают, что необходимо разработать комплексный проект развития центра города, внести определенные ограничения и позволить городу расти в том числе и ввысь.
– Высотный регламент должен четко ограничивать строительство в исторических зонах. Нашим проектом таких зон выделено две, – сообщил архитектор. – Первая: от улицы Цвиллинга до улицы Елькина, включая площадь Ярославского – здесь можно создать атмосферу старого Челябинска через модернизацию, реконструкцию, реновацию исторических зданий. Эта зона должна быть малоэтажной и с сохранением исторического масштаба, как и улица Кирова. Вторая такая зона – вдоль проспекта Ленина для сохранения архитектурного ансамбля, возведенного в 1940-1950-х. Границы исторической застройки XIX века и середины XX-го можно обсуждать, но их необходимо определить и зафиксировать.

Концепцией «Яузапроекта» предусмотрены современные технологические решения для новой застройки
По замыслу разработчиков, высотный регламент должен «накрывать» не всю историческую часть центра города, а некие ее фрагменты – как эти две зоны особо ценной застройки.
– В зонах высотного исторического регламента бюджет помогает воссоздавать историческую среду, беря на себя 50% расходов, – считает Илья.
При этом архитектор отмечает, что воссоздание исторической среды на всей территории центра города в современном Челябинске невозможно – «слишком расточительно, лучше направить эти средства на здравоохранение и образование». В реализации высотного регламента двух исторических зон государство должно участвовать – через принятие долгосрочной программы до 2050 года.

В центре Челябинска архитекторы запланировали новые улицы
Транспорт и метро
Улично-дорожную сеть проект также затрагивает: архитекторы задумали много новых маленьких улиц, которые, по их словам, не придется «прорубать», как делали при Сталине в Москве и при Муссолини в Риме.
– Сеть достаточно плотная, но где-то можно соединять улицы, например, через бывшие промзоны. Тем самым мы завершим заложенную изначально сетку улиц в центре города. Нужно дополнить ее несколькими мостами через реку, которые планировались ранее – не магистральными, а пешеходно-автомобильными, достаточно широкими. Эти мосты должны помочь разгрузить автомобильный поток центра города.
Илья Заливухин считает, что мостов много не бывает и в них всегда есть потребность для города. В качестве примера приводит европейские столицы:
– В Париже и Риме мостов достаточно много, и жители видят Сену и Тибр.
По новым улицам москвичи предлагают усилить общественный транспорт, запустив новые линии трамваев, троллейбусов и автобусов. Таким образом, при увеличении числа улиц и общественных пространств в центре города развитие ожидает и муниципальный транспорт – появятся новые маршруты, увеличится плотность маршрутной сети.

В компактном Челябинске будущего появится скоростное легкое метро
Не обошли вниманием в «Яузапроекте» и главный челябинский долгострой – метро:
– Городу нужно использовать туннель, который уже на 20% выполнен, и через него можно пустить линию скоростного трамвая, проходящего в центре под землей, – предлагает Илья Заливухин. – Вероятно, у вас скептически отнеслись к идее метротрама, так как представили трамваи в метро. В Волгограде довольно странно это смотрится. Но мы говорим не о городском трамвае, а о легкорельсковом транспорте (ЛРТ), аналоге метро – вот как в Москве в Бутово и на ВДНХ.
– Нет смысла продолжать рыть вне исторического центра эту линию под землей, это может еще 100 лет продолжаться (по словам вице-мэра Владимира Алейникова, строительство может занять не менее 25 лет. – Прим. автора). Нужно предпринимать реальные шаги уже сейчас, для нынешнего Челябинска, – продолжает гендиректор градостроительной компании. – Мы предлагаем вывести ЛРТ на периферии на эстакады, чтобы не останавливаться на перекрестках. Шума не будет, есть бесшумные рельсы, в Москве их уже применяют. Кроме того, построить эстакады дешевле, чем копать ветку под землей.
Источник вдохновения
В октябре «Яузапроект» проводила воркшоп – растянутую во времени дискуссию о будущем Челябинска. В нем приняли участие не только архитекторы, но и экономисты, художники, экологи, историки, технические инженеры, социологи. Илья Заливухин не скрывает, что мероприятие было неким мозговым штурмом для разработки концепции:
– Мы использовали идею воркшопа для того, чтобы понять методологические моменты. Центр Челябинска очень интересен с точки зрения методологии работы с центрами городов России. Так что воркшоп имел цель научно-просветительскую.

Работа над центром Челябинска помогла понять методологию изучения и планирования центров городов России
Напомним, всего на конкурс было заявлено 30 компаний-участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Нижнего Новгорода, Иркутска, Уфы, Томска и Амстердама, наибольшее количество работ – из Челябинска. По итогам квалифицированного отбора конкурсантов во второй тур вошли ООО SW (Челябинск), DE ARCHITEKTEN CIE (Амстердам), ГАУ «НИ и ПИ ГРАДПЛАН ГОРОДА МОСКВЫ» (Москва), ООО «АМ "Атриум"» (Москва), ООО «Яузапроект» (Москва).
Основная идея первенства – сохранение уникальной исторической среды центральной части города и усиление туристической привлекательности Челябинска в границах улиц Тимирязева, Сони Кривой, Энгельса, Братьев Кашириных, Российской. В лучшей концепции должны быть предусмотрены пешеходные связи центра города с рекой Миасс, организация и благоустройство прилегающих к реке территорий. Экспозиция работ будет размещена на этой неделе в Доме архитектора. Презентация концепций участниками конкурса и финальное заседание конкурсной комиссии пройдет с 16 по 20 января. По итогам второго этапа жюри выберет троих номинантов на победу. Награждение победителей состоится до 27 января. Лучшие получат дипломы и денежные премии в размере 500 тысяч, 750 тысяч и 1 млн рублей.
Фото: Фото Татьяны Тихоновой, Ильи Заливухина, предоставлены градостроительной компанией «Яузапроект»