Город Экономика Светофор в тарелке: челябинцы заинтересовались трехцветной маркировкой продуктов

Светофор в тарелке: челябинцы заинтересовались трехцветной маркировкой продуктов

Калорийный сыр тоже может попасть в категорию «красных» продуктов

Российским потребителям предоставят право выбора – покупать продукты с большим содержанием жиров, сахара, соли или брать с полки магазина экологически чистую и полезную для здоровья еду. Чиновники предлагают ввести трехцветную, как светофор, маркировку продуктов – по степени вредности. Челябинские производители опасаются лишних расходов и бюрократической волокиты при внедрении нововведения, а представители торговли говорят, что большинство покупателей смотрит в первую очередь на цену товара.

– Сейчас законодатели активно обсуждают интересную инициативу – маркировать продукты, исходя из их полезных свойств, – рассказала 74.ru член Совета Федерации от Челябинской области Ирина Гехт. – Всего будет использовано три цвета: красный, желтый, зеленый. Красный подскажет покупателю, что этот продукт значительно превышает нормы по жирам и углеводам, может быть вреден для здоровья. Продукция зеленого цвета наиболее полезна, желтый где-то посередине. В любом случае это ваш выбор: покупаете ли вы не полезное, но с вашей точки зрения вкусное, либо ищете продукт в зеленой зоне, полностью безопасный для здоровья. Надеемся, что человек лишний раз задумается, что же он ест, не слишком ли он налегает на сахар, жиры или соль.

Зачастую состав продукта на этикетке написан настолько мелким шрифтом, что его трудно прочитать. Кроме того, производители применяют массу уловок, чтобы удешевить продукцию: делают ее из консервантов, с различными добавками.

– Китайцы на шаг впереди в производстве улучшителей. Наши контрольные организации просто не могут определить в продуктах эти добавки, – отметила Ирина Гехт и как пример привела свой разговор с директором Института хлебопечения, настоящим энтузиастом своего дела, болеющим за отрасль. – Он рассказал, как заместитель принес буханку хлеба и предложил определить, настоящий он или нет. Директор тут нажал, там постучал, понюхал – придраться не к чему. Но при этом хлеб сделан на улучшителях, нормальной муки в нем нет.

Спецпредставитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов в интервью газете «Аргументы и факты» указал, что запрещать с помощью маркировки никто ничего не будет.

– Главное – проинформировать людей и дать им право выбора, – добавил он. – Есть продукты питания вкусные, но не полезные для здоровья. Ешь, если нравится, но учти, что можешь потолстеть.

Власти надеются, что новая маркировка повлияет на рост продаж полезных продуктов. Такая система применяется и за рубежом, например, в Европейском Союзе. Хотя у нее есть противники. Дело в том, что привычные средиземноморские продукты, например, оливковое масло и сухофрукты, тоже отмечены красным цветом – в них много калорий и жиров.

Производители продуктов питания и представители торговли в Челябинской области считают маркировку «по степени вредности» продуктов интересной идеей, но опасаются подводных камней при ее внедрении.

– Опять будет удорожание: сначала заплати за нанесение маркировки, потом ее надо проверять, подтверждать – это все денег стоит, – отметил индивидуальный предприниматель Василий Петров (занимается производством мясных полуфабрикатов). – Любой производитель или поставщик будет закладывать эти расходы в стоимость своей продукции. Проходили это много раз. Лучше строже контролировать, чтобы то, что сейчас написано на упаковке, соответствовало содержимому, – вот и все. В Европе если на продукте пишут «Био», значит его тщательно исследовали, начиная от места, где выращено сырье, до пастбища, на котором паслась корова. У нас, к сожалению, не всегда можно верить тому, что написано на этикетке. Года два назад слышал, как предлагали за совершенно небольшие деньги (тысяч 30) поставить любое обозначение – органик, био, как угодно...

Пока нет информации о том, какую именно методологию хотят использовать власти при разработке системы маркировки продукции. Между тем от этого зависит степень ее влияния на маржу (разница между ценой и себестоимостью) производителей, обращают внимание эксперты.

– Если во главу угла будет поставлено, к примеру, содержание сахара или жиров в продукции, маркировка может заметно сказаться на продажах. Производители вынуждены будут нарастить маркетинговые расходы, в том числе в пользу ритейлеров - для изменения выкладки на полках и так далее, – говорит финансовый аналитик компании «Финам» Тимур Нигматуллин. – Если же методология будет противоречить сложившейся мировой практике в плане доказанной научными методами безопасности продуктов питания (типичный для России пример – отказ от признания безопасности ГМО и пальмового масла), то такая маркировка может себя дискредитировать.

– Безусловно, введение маркировки повлияет на снижение продаж товаров, обозначенных красным цветом, – категоричен коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. – Производители начнут любым способом лоббировать свою продукцию, стараясь получить зеленый цвет. На мой взгляд, было бы правильнее маркировать продукты внутри определенной категории: вот это масло, например, с большим содержанием чего-то вредного, а в другом масле его поменьше. Тогда у человека появится выбор. Но что изменится для покупателя, если весь майонез или окорок будут красными? Изменилось ли потребление сигарет, когда пачки убрали из зоны видимости? Не думаю.

Игроки рынка и эксперты считают, что при желании внедрить новую систему можно меньше чем за год. Однако сама по себе маркировка, по мнению Тимура Нигматуллина и Андрея Грибанова, не сильно влияет на объем продаж, гораздо важнее цена на прилавке.

Как сообщили в Роспотребнадзоре по Челябинской области, по российским законам, если в пищевой продукции содержится более 0,9% генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО), это обязательно нужно указать на этикетке. И нельзя ограничиваться сокращенным наименованием – ГМО, надо писать полностью: «генетически модифицированная продукция», «продукция, полученная из генно-инженерно-модифицированных организмов» или «продукция содержит компоненты генно-инженерно-модифицированных организмов».

Как вы относитесь к введению маркировки продуктов по степени вредности-полезности?

Опрос завершен 10.02.2017
Наверное, это поможет выбирать здоровые продукты
38%
От любимого сыра или сметаны все равно не откажусь
3%
Я и без всякой маркировки знаю, что нужно есть
32%
Деньги – на воздух, все равно будут покупать то, что дешевле
27%
Фото: Фото Катерины Пустынниковой
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления