Пилоты, стюардессы, диспетчеры и технические службы – это люди, которые обеспечивают нашу безопасность и комфорт в небе. Именно они принимают поздравления от коллег и друзей – сегодня, 9 февраля, празднуется День гражданской авиации России. Отношение к этой дате имеют и те, кто находится по другую сторону штурвала – споттеры (любители фотографировать самолеты). Мы пообщались с челябинскими фотографами и узнали, почему они готовы бросить все и помчаться в аэропорт в любое время дня и ночи.
Антон Харисов: «В каком-то роде мы пишем историю»
Удовольствие от съемки – в непосредственной близости к летательному аппарату, когда он пролетает над тобой всего лишь в 30 метрах. Звук, от которого дрожит нутро (применительно к нашей авиации), за что она и ценится авиафотографами и авиалюбителями. В каком-то роде мы пишем историю. Многие отснятые самолёты уже не летают, они есть только на фото. А сами эти фото становятся ценными.
За границей споттерам проще, есть доступ без стёкол и заборов около аэропортов. Например, вокруг аэропорта Амстердама вырыт ров и наполнен водой, а забора нет.
У нас тоже полно мест для съёмок, Шагол, Калачёво, Баландино, Кольцово. Самолёты интересные прилетают, пусть и не много, но они есть. Самые запомнившиеся борта это Ан-124, Ил-76 МЧС с кинологами, само по себе событие очень интересное, из военных Ан-22 редкость большая! Также Ту-22М-3 и Ту-95МС с Ту-160 которые были пролётом у нас, без посадки. Самые любимые самолёты: Ту-134, Су-24, Ту-154, Су-27 – всё семейство и Миг-29!
Споттеры не враги для аэропорта, многие случаи, когда споттеры помогали снимками понять, что не так с самолётом, также споттеры не раз прогоняли и ловили тех, кто у привода светит лазерной указкой, если замечали.
Успешность съемки зависит от многих факторов – свет, погода, расположение самолёта относительно фотографа. Фотография – это ловля света и удачного ракурса, момента, а дальше как повезёт. Если он летит в небе, тут выбор не велик, а если на территории тут уже выбираешь ракурсы.
Чтобы успешно «поймать» самолёт, нужно знать его визуально, его недостатки в одном ракурсе и преимущества в другом, также нужно предугадывать куда он может полететь. Это как с людьми, у одного нос большой, у другого глаза далеко посажены друг от друга, ищем ракурс (рабочую сторону), чтобы это было незаметно и выглядело на фото красиво.
В свое время я хотел стать лётчиком, но увы не прошёл по здоровью. А детей отдал бы в авиацию без раздумий и конечно же лучше в ВВС!
Моя самая главная мечта – отснять наши самые легендарные и красивые самолёты с борта другого самолёта Air to Air, так сказать. Это невообразимая красота: самолёт как и птица, красиво выглядит в его родной среде обитания – в небе!
Роман Пачаев: «Я бы хотел, чтобы мои сыновья стали пилотами»
Самолеты мне нравились с раннего детства. Так получилось, что я родился и жил долгое время рядом с аэропортом Худжанд в Средней Азии, а большинство соседей и друзей моих родителей работали в сфере авиации. Пожалуй, тогда у меня и зародилась любовь к авиации. В Челябинске я фотографирую самолеты с начала двухтысячных годов. Тогда не было официального сайта с табло прилётов-вылетов и сервиса FlightRadar24, от забора гоняла охрана. Приезжал на привод и смотрел на восток, ждал, когда появится дым и свет фар мерцающий вдали.
Точки съемки у забора никогда не потеряют своей значимости. Как-никак порой вылетит в нашу сторону интересный борт и времени на сборы два-три часа. Тут ни о каких официальных мероприятиях на перроне не может быть и речи, поэтому берёшь фотоаппарат, прыгаешь в машину и мчишь под забор.
Фотографии с самолётами сродни снимкам в автомобильных журналах. Лучи солнца играют красками на фюзеляже лайнера, мощь и красота самолета едины. Трудно найти одинаковые снимки – каждая фотография по-своему уникальна.
Мои родственники и друзья не сильно понимают зачем мне это нужно, но относятся с уважением к моему увлечению. При этом сами иногда приезжают со мной поглазеть на прилетающие и улетающие борты, просто пообщаться, отдохнуть, послушать гул турбин.
Безусловно, я бы хотел, чтобы мои сыновья стали, к примеру, пилотами, но внушать этого я им не стану. Эта работа неимоверно сложна, требует огромного внимания и сосредоточенности, не каждому по плечу. У бортпроводников работа не легче – уж точно не назову профессию бортпроводника романтичной.
Марина Хаитова: «Стать споттером можно примерно за час»
Я впервые побывала в аэропорту в 2001 году, когда мама привезла меня в Баландино посмотреть на самолеты. Запомнила холодный пустой перрон и метель. Спустя 12 лет, когда я ожидала рейс в Черногорию, мне внезапно стало страшно лететь. Объяснить возникновение этой боязни не могу. И чтобы понимать, чего я боюсь, начала изучать, как устроено все в авиации – от типов самолетов до экипажа и его действий. И сама не заметила, как меня увлекло! Я увидела в самолетах грациозность, изящество форм и в то же время мощь и покорение стихии. Так совпало, что в то время купила свою первую зеркалку, искала объекты для съемки и подумала: а ведь было бы интересно снимать самолеты, чтобы хранить у себя фотографии и любоваться ими. Можно сказать, что благодаря именно аэрофобии я и увлеклась самолётами и споттингом.
Теперь среди знакомых я считаюсь «экспертом по самолетам». Задают мне вопросы по любому поводу – какую авиакомпанию выбрать, какой самолет удобнее, почему долго кружили в Москве и т. д. Особенно забавно, когда мне присылают фотографии из своих полетов и хвастаются, что тоже «споттили».
Есть несколько аэропортов, куда я хочу попасть на споттинг. Мечтаю попасть в те, что расположены у моря или океана, потому что нравится вид самолета на фоне воды. Красивы и горные аэропорты. В России определенно аэропорт № 1 в моих целях – Толмачёво (Новосибирск), который привлекает своим трафиком.
Многие споттеры мечтают снять Ан-225 «Мрия» – самый большой самолет в мире. Я, конечно, не исключение. Но есть у меня в целях самолеты, которые, вроде бы, и не редкость, но я всё никак не могу их поймать. Один из них – легендарный Ил-76. Любимый самолёт, а я всё не могу его хорошо снять. Ловила и на стоянке, и на заходе на посадку, и на эшелоне. Хочется разглядеть его ближе, услышать рёв двигателей на взлёте, увидеть отрыв! И есть еще один Ил, который мечтаю снять – это самолет президента Ил-96.
Во всем мире к споттерам лояльны. Например, в аэропорту Франкфурта-на-Майне за 3 евро можно выйти на открытую террасу и понаблюдать за работой аэропорта. С сильной аппаратурой можно сделать интересные фотографии, но большинство просто выходит погулять в ожидании вылета. Насколько я знаю, в Емельяново (Красноярск) также есть что-то вроде террасы.
Стать споттером можно за примерно час – столько идет автобус до аэропорта Челябинска. И достаточно обычной «мыльницы», чтобы понаблюдать за суетой на перроне. Только ехать нужно к 4-5 утра, когда разлетаются московские и питерские самолеты.
Андрей Михайловский: «Если фотика нет – снимай на телефон»
Первые авиационные фотографы появились, наверно, ещё в те времена, когда в 1930-е годы на парадах в Москве принимала участие авиация, Сталинские соколы, например. Кто-то же их снимал, уверен кому-то это даже нравилось. Вот вам и споттеры! В это же время в Челябинске появился первый аэродром. Вероятно, тогда тоже фотографировали самолеты.
Самолеты я начал фотографировать лет семь назад. Меня это стало очень по хорошему заводить – такой искренний восторг появляется. Казалось бы, ну самолёт, что такого? Но есть определенная радость в душе.
В Челябинске ощущения провинциальности нет. Самолёты интересные, конечно же, прилетают, хоккейный сезон особенно в этом плане богат на что-то новенькое. Еще вспоминается как поросята заморские из США и Канады к нам на интересных бортах прилетали (одна из агрофирм закупала племенных поросят для разведения. – Прим. авт.).
Интересно снимать везде, где не был, особенно если там что-то новое. Аэропорты, примыкающие к пляжам, тоже интересно посетить, начиная от Геленджика и заканчивая аэропортом принцессы Юлианы. Хочу снять Ан-225 «Мрия», Локхид «Конни» Констилейшн и Р-51 «Мустанг».
Споттером стать очень просто, нужно просто захотеть. Если фотика нет – снимай на телефон, сейчас смартфоны отлично снимают.