Мы часто жалуемся на медлительность работы почтальонов, хамим регистраторам в больнице и ругаемся с кондукторами в транспорте. Нам кажется, что в этих обыденных профессиях нет ничего сложного, поэтому позволяем себя эмоционально отозваться в адрес этих людей. Мы забываем, что за каждой специальностью стоит человек и его труд. 74.ru запускает серию репортажей, в которых наши журналисты будут осваивать различные профессии – начнем с водителя трамвая. Мужчины часто смеются, что вести трамвай – дело нехитрое: сел да поехал, именно поэтому чаще всего ими управляют женщины. Но так ли все просто?
Власти Челябинска при обсуждении маршрутной сети города решили дать зеленый свет электротранспорту и даже обещали закупить новые вагоны. А это значит, что вагоновожатые без работы не останутся.
Выучиться на водителя трамвая (как, впрочем, и троллейбуса) можно в специальном учебном комбинате при «ЧелябГЭТ». Обучение занимает пять месяцев и похоже скорее на учебу в техникуме или вузе, чем на автокурсы, поскольку предполагает дневное обучение по нескольку часов. Поскольку мы не ставили перед собой цель получить «корочки», то ограничились несколькими днями.
Берут на учебу всех, вне зависимости от образования. Вместо вступительных экзаменов – собеседование. Я настраивалась на разговор в лучших традициях современного рекрутинга со странными вопросами типа «Кто из диснеевских принцесс вам больше всего нравится?» или «Если бы вы были едой, то какой именно?». И даже не спросили, кем я вижу себя через пять лет, – некогда рабочим людям разглагольствовать. Поинтересовались про образование, нет ли судимостей, почему решила освоить эту профессию.
Именно на этапе собеседования отсеивается очень большой процент людей. За бесплатное обучение со стипендией человек обязан отработать три года – иначе необходимо выплатить компенсацию. Так что прежде чем начинать обучение, стоит 10 раз подумать.
«Это тебе не журналистика, где написал и все»
Учебные классы для будущих водителей больше похожи на кабинеты физики – на стенах висят схемы, на столах расположены детали трамваев. Читая слова «кардан», «соленоид», «реверсор», «реле», «барабанно-колодочный тормоз», мой мозг стал немного плавиться.
– Неужели водитель должен уметь собрать и разобрать трамвай, как автомат Калашникова? – спрашиваю я.
– Нужно уметь оперативно определить неисправность и устранить ее либо убрать вагон с линии. Другие трамваи тебя объехать не смогут, – отмечает старший мастер производственного обучения трамваю Алла Масленникова.
Изучая устройство трамвая, я с удивлением узнала, для чего нужны ящики с песком под сиденьями. Раньше мне казалось, что для тушения пожара. А нет! Оказалось, что им посыпают рельсы во время гололеда, чтобы увеличить сцепление с колесами. Песочница включается из кабины водителя, а также срабатывает автоматически при сбросе педали безопасности и срыве стоп-крана.
Видя мое удивленное, полное непонимания лицо, Алла Никитична говорит:
— Это тебе не журналистика, где написал и все!
«Трамвайщица ты или нет?»
Осмотревшись в кабине трамвая, учусь поднимать и опускать пантограф – это ромбовидная конструкция на крыше вагона, соединяющая его с контактной сетью. В старых трамваях это делается вручную. Берусь за шнур, чувствую, что пантограф оторвался от проводов, но тут же руки соскальзывают и опустить ниже не могу.
– Трамвайщица ты или нет? – смеется инструктор. – У нас некоторые одной рукой опускают.
А мне не смешно. Не получается опустить, хоть повисни на нем, и я чувствую себя посетителем качалки, который не может «взять вес».
И вот наконец настал самый ответственный этап – вождение. Учатся стажеры на старых трамваях – новые дают только тем, кто откатал больше двух лет.
Впервые садиться за управление было страшно. Больше всего опасаешься за сохранность трамвая, который хоть и кажется устаревшим, но стоит как квартира в центре города. «А вдруг в поворот не впишусь?» – думаю я, видя, как через 10 метров закругляются рельсы.
Прежде чем тронуться, нужно поставить ногу на педаль безопасности и держать ее нажатой во время движения, в противном случае трамвай автоматически совершает экстренную остановку. Это предусмотрено на случай, если водителю станет плохо.
Водитель-инструктор по учебному вождению Людмила Пупырева показывает, на какую позицию перевести контроллер, и вагон плавно, но неожиданно для меня трогается с места. От волнения я тут же забываю все советы, которые она мне давала, но благо мой наставник рядом.
– Вау! Я еду! Ааа!!! Что делать? – первые эмоции. Примерно то же самое я испытывала, когда в свое время меня учили водить автомобиль.
Только остановив трамвай, перевожу дыхание. Вторая попытка тронуться с места не обошлась без приключений.
– Переводи контроллер на нуль, – говорит Людмила.
Я же вместо нуля вижу букву «О» и двигаю рукоять в противоположную сторону, отчего вагон разгоняется. Слегка перепугавшийся инструктор тут же поправляет меня, но после отшучивается, дескать, езжу как матерый водитель.
Еще один важный навык, который я освоила, – перевод стрелки рельс с помощью ломика. Да, в век нанотехнологий это до сих пор делается вручную. Задача оказалась чуть легче, чем опускание пантографа, но мне это удалось. Причем в одну сторону переключалось туго, в другую – достаточно легко.
Береги права, иначе мгновенная карма
После сдачи внутреннего экзамена курсанты идут в ГИБДД. Правда, там сдают только ПДД: никаких тебе трамвайных автодромов с горочками и змейками. Для тех, кто имеет обычные водительские права, – никаких поблажек.
– После сдачи экзамена имеющееся водительское удостоверение заменяется, и в него вносится информация о новой категории. При лишении прав лишишься работы, – подчеркивает Алла Масленникова.
– То есть если сяду за руль своего автомобиля подшофе, и меня поймают, водить трамвай не смогу? – спрашиваю я.
– Конечно! Поэтому водители очень берегут права, ведь этот документ – их кормилец.
– И наоборот, если совершу дерзкое нарушение на трамвае, останусь вечным пешеходом?
– Конечно. Но такое у нас случается редко.
После сдачи всех экзаменов будущим водителям доверяют перевозку пассажиров, правда, первое время под четким руководством инструктора.
Ирина Фадюшина
Фото: Фото Олега Каргаполова, видео Андрея Винникова, монтаж Марии Романовой