16 и 17 февраля в Челябинском молодежном театре состоится премьера спектакля «Бунин. Рассказы» в постановке Ивана Миневцева из Москвы. По словам режиссера, это абсолютно современные истории, с которыми мы встречаемся сегодня на каждом шагу.
Все, о чем пишет Бунин, начинается в нежном возрасте
Для своего спектакля Иван Миневцев выбрал семь рассказов Ивана Бунина, написанных им уже в эмиграции: «Руся», «Муза», «Солнечный удар», «Легкое дыхание», «Кавказ», «Пароход "Саратов"», «В Париже». Все они – о несчастной любви.
– Я стремлюсь доказать, что Иван Бунин – современный автор, – рассказал Иван Миневцев корреспонденту 74.ru. – Не только потому, что Бунин – писатель ХХ века. Любой из этих семи рассказов – чрезвычайное происшествие, которыми пестрят сегодня колонки новостей. Вот вам сюжет рассказа «Кавказ»: женщина уехала с любовником в Сочи, назвав мужу другой город. Муж искал её неделю, не нашел и застрелился. Это старая история, которая не может случиться сегодня или завтра с нами?! Да такие истории происходят каждый день. Именно поэтому Бунин – живой автор. И нет в нем ничего воздушного и елейного, в его рассказах – бытовая жесть, если говорить языком современников.
Режиссер Иван Миневцев выбрал для спектакля семь рассказов о любви
Действительно, в поздних произведениях Ивана Бунина нет уже той сентиментальности, которой пронизано ранее творчество писателя. Жизнь эмигранта сделала его более жёстким по отношению к себе и своим героям. Но его поздние рассказы, вошедшие в цикл «Тёмные аллеи», наполнены невероятной любовью ко всему русскому, к тому старому деревенскому укладу, который писатель помнит с детства. Всё в них пропитано одновременно и любовью, и болью, потому что мир этот потерян для автора навсегда. И это настроение, по словам режиссера, он также стремился отразить в спектакле.
– Что касается темы России и эмиграции, она идет вторым планом, – говорит Иван Миневцев. – Спектакль этот я осознанно делал многогранным, пытаясь раскрыть многие темы, которые важны сегодня. На протяжении нашего спектакля происходит не только эволюция любви у взрослеющего человека, который пережил серьезные жизненные потрясения, но и эволюция отношения к жизни вообще и к тому миру, который его окружает. Мы видим в этих рассказах развитие героя, личности.
Если говорить о сценографии, то создатели спектакля стремились к его графичности, избегая разнообразия цветовой гаммы.
Текст и актер выходят на первый план
– По сути, это чёрно-белый спектакль, потому что текст сам по себе настолько яркий, что не хочется отвлекать от него зрителя, – подчеркнул режиссер. – Текст – яркая краска этого спектакля. Он бурлит. В нем невероятно много чувств. А сценография – всего лишь оформление этого словесного вулкана. Более того, в спектакле нет бутафории, я вообще ее не люблю, считаю пережитком старого, не очень хорошего театра. Та естественность, которой мы добиваемся, должна подчеркнуть настоящие чувства.
В основу сценографии положен 3d mapping
В основу сценографии положен трендовый сегодня 3D mapping, суть которого заключается в том, что на сцене есть белая комната, на стены которой проецируются картины пространства: лес, ресторан, комната художника, поезд, город и так далее. То есть визуальная картинка спектакля обещает быть богатой и разнообразной.
Кроме того, как рассказал художник-постановщик спектакля Антон Сластников, декорации и костюмы в спектакле выполнены только из натуральных материалов. И даже пистолет, который в этом спектакле выстрелит четырежды, будет настоящим.
Над спектаклем также работали: художник по костюмам Елена Сластникова, художник по свету Александр Скрыпник, режиссер по пластике Влад Морозов, автор видеоарта Дмитрий Иванченко, музыкальный руководитель Анна Розенберг.
Бунин. Рассказы, фото с репетиции 9 февраля 2017
Остается лишь подчеркнуть: несмотря на то, что речь на сцене пойдет о любви, страсти, предательстве, смерти, этот спектакль был поставлен не только для взрослых. На афишах премьеры стоит возрастное ограничение 16+ .
– Я считаю, что поход в театр для молодых людей – это еще и жизненный опыт, даже если ребята пришли в театр всем классом, – уверен Иван Миневцев. – Я себя помню в этом возрасте – а мы в театр чаще ходили всем классом, – во время спектакля я успевал следить не только за тем, что происходит на сцене, но и непременно за тем, что делается в зрительном зале! Ведь в этом нежном возрасте начинается все то, о чем пишет Бунин. Поэтому я считаю, что юные зрители вполне способны воспринимать те ситуации, о которых рассказал один из самых современных сегодня писателей Иван Бунин.
Премьерные показы спектакля «Бунин. Рассказы» состоятся в Челябинском молодежном театре 16, 17 и 28 февраля.
Фото: Фото Игоря Шутова