Южноуральцы не читают договоры с банками и слишком доверяют людям. Именно это чаще всего становится причиной исчезновения денег с пластиковых карт. К такому выводу пришли в региональном Банке России, проанализировав статистику по жалобам за прошлый год. Всего за 2016 год в ведомство обратились 205 человек, столкнувшихся с проблемами при использовании карт.
Как рассказали 74.ru в челябинском Центробанке, все наиболее распространенные жалобы можно разделить на два вида. Первая – южноуральцы не читают (либо читают невнимательно) договоры на открытие счетов. Как, к примеру, челябинка Любовь, которая пожаловалась на высокую комиссию за снятие наличных денег в «чужом» банкомате – 10%. Хотя, как выяснилось, в договоре с банком размер комиссии за эту услугу прописан. Подписав его, женщина подтвердила согласие с этими условиями.
– Чтобы избежать подобного, мы рекомендуем тщательно изучать все документы при заключении договоров с банками, обращая особое внимание на тарифы, – посоветовали в ЦБ, добавив, что любые разъяснения можно легко получить у сотрудников.
У жителей Челябинской области на руках находится около шести миллионов банковских карт. В среднем на одного южноуральца приходится по три карты.
Мошенничество с картами в Интернете – вторая головная боль. Чтобы увести с карты деньги, достаточно просто информации о ней – номера карты, кода CVV2/CVC2 (на обороте), СМС-пароля, подтверждающего данные и операции по карте. Одна из отработанных схем – обращение злоумышленника к продавцу товаров на сайте Avito.ru.
Челябинец Анатолий разместил на одном из сайтов объявление о продаже кровати и потерял из-за этого 60 тысяч рублей. Ему позвонил мошенник, выразив заинтересованность в скорейшей покупке мебели, и пообещал немедленно перевести аванс на его банковскую карту.
В разговоре мошенник использовал психологические уловки – постоянно употреблял слова «я вас не обманываю», «сейчас я пошлю вам SMS из своего банка», «видите, я вам пароль от своего счета прислал, назовите, что там написано», «этот пароль для вас и для меня, он мне нужен для перевода денег на вашу карту» и др. Звонил ему якобы от имени банка и в итоге вынудил сообщить информацию о карте и одноразовые пароли. Когда мужчина понял, что деньги ему не поступили, а наоборот, были списаны, то позвонил в службу поддержки банка, но отменить операции уже было невозможно.
– Поскольку банк действовал в соответствии с условиями заключенного с клиентом договора, и клиент сам стал причиной несанкционированного списания денег со счета, так как лично сообщил мошенникам свои персональные данные, кредитная организация не возместила сумму совершенной операции, – пояснили в ЦБ. – Теперь, чтобы попытаться вернуть незаконно снятые со счета деньги, придется обратиться в правоохранительные органы и при необходимости в суд.
Фото: Фото Олега Каргаполова, инфографика Дмитрия Гладышева