В субботу, 18 февраля, на сцене челябинского театра оперы и балета состоится премьера одноактной оперы Сергея Рахманинова «Алеко», которая была написана по поэме Александра Пушкина «Цыгане». Режиссер-постановщик Екатерина Василева рассказала корреспонденту 74.ru, что решительно отказалась от банальной «цыганщины» и сделала спектакль о сложных человеческих отношениях.
Екатерина Василева создала реальный и фантазийный мир цыган
– Я всегда относилась к этой опере несколько скептически, – призналась Екатерина Василева. – И прежде чем решилась работать над «Алеко», попыталась понять – почему? Вероятно, дело в том, что в истории этой оперы не так много удачных постановок. В большинстве из них особое внимание и значение придается внешнему цыганскому колориту. При этом внутренний мир невероятно ярких пушкинских персонажей остается не раскрытым. А ведь поэт наделил своих героев эмоционально яркой индивидуальностью. Более того, эмоции героев этой истории присущи нам самим, они не стали архаикой, они по-прежнему волнуют всех и каждого. Над этим мы и работали.
Кстати, стоит вспомнить саму поэму «Цыгане». Главный герой любовной трагедии – Алеко – не был рожден цыганом, он отказался от цивилизованной городской жизни ради свободы. Однако свою возлюбленную – цыганку Земфиру – Алеко убил за её желание быть свободной. О разнице в культурах и традициях, тайнах человеческой психологии, неумении их постичь и принять размышлял поэт. С тех пор мало что изменилось в человеческом обществе.
– Поэтому мы сделали акцент на актерскую игру, – продолжает Екатерина Василева. – Очень важно правильно донести пушкинскую эмоцию не только с помощью голоса, но и актерского мастерства. В данной постановке я отказалась от каких-либо спецэффектов, хотя все это очень люблю, для того, чтобы зрители сосредоточились на истории конкретных персонажей, конкретных людей.
Акцент в «Алеко» – на игре актеров
Новая работа Екатерины Василевой выполнена в соавторстве с художником Софьей Кобозевой. Этот тандем уже подарил челябинской опере в 2015 году модерновую постановку «Жанна Д' Арк» («Орлеанская дева» П. Чайковского). В спектакле «Алеко» зрителей также ждет необычное визуальное решение. На сцене возникнет два мира цыган: реалистичный и фантазийный с синими лошадьми и красными деревьями.
Над спектаклем работала московский художник Софья Кобозева
– Для меня в этом и заключается парадокс цыган, – говорит Екатерина Василева. – Мы романтизируем этих людей благодаря их песням, танцам, музыке. И за всем этим предпочитаем не замечать реалий кочевой жизни. И у самих цыган в душе два мира – фантазийный (песня, танец, музыка) и та реальность, которая мешает раскрыться фантазийному потенциалу. В этом и заключается конфликт между желаемым и действительным. Он присущ каждому из нас, мы всегда ждём от жизни большего. И, наверное, это настоящее искусство – принимать жизнь такой, какая она есть на самом деле. И радоваться тому, что есть, что и кто тебя окружает. Амбициозной личности сложнее справиться с конфликтом между желаемым и действительным, особенно страстным и темпераментным цыганам. Мне хотелось показать этот экзотический внутренний мир цыган и совершенно обыкновенную жизнь, в которой они существуют.
Премьера «Алеко» будет представлена в рамках вечера одноактных спектаклей. Вторым спектаклем будет также «пушкинская» опера «Моцарт и Сальери», поставленная в театре год назад. По словам Екатерины Василевой, ей нравятся одноактные спектакли.
– И для зрителей это тоже очень интересный опыт, – считает она. – Потому что в одном акте композитор и автор либретто выразили квинтэссенцию каких-то событий, человеческих историй. Одноактная опера – это выжимка, короткометражка. Кстати, опера вообще очень близка кинематографу. А в нашем случае – это еще и контрастные истории. «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова и «Алеко» Рахманинова контрастны уже по музыкальному материалу. И это сделает наш вечер еще более ярким, объемным. На мой взгляд, он сулит зрителям очень сильные впечатления и эмоции.
Фото: Фото предоставлено пресс-службой челябинского театра оперы и балета