74.ru продолжает серию репортажей о необычных челябинских музеях, в которые порой не так просто попасть. На этот раз мы покажем вам музей телевидения и радио первой челябинской телерадиостудии (ныне – ГТРК «Южный Урал»). Здесь можно увидеть старые камеры, магнитофоны и многие другие девайсы, благодаря которым наши мамы и бабушки узнавали последние новости. Экскурсоводами и в какой-то степени «живыми экспонатами» для нас стали журналисты и операторы, которые в свое время работали с этой техникой.
Музей телевидения и радио был открыт в 2008 году
Радиоведущий Сергей Зверев вспоминает, как почти 40 лет назад пошел на свой первый репортаж с шестикилограммовым аудиомагнитофоном «Репортер 6». Для удобства устройство помещалось в специальную черную сумку, от которой в конце рабочего дня жутко болели плечи. Плюс с собой приходилось носить комплект батареек и микрофон.
От шестикилограммового магнитофона «Репортер» у Сергея Зверева болели плечи
Запись делалась на пленку.
– Паузы вы-ре-за-ли. В прямом смысле слова. Берешь ножницы и режешь пленку, потом склеиваешь. Это называлось «кровный монтаж» – резали по живому. Отходы с «паузами» накапливались мешками, – рассказал Сергей Зверев. – Качество записи было хорошее, на «Репортере» было удобно настраивать уровни звука. К нему еще был микрофон на «удочке» (к сожалению, уже не сохранился) – сейчас бы такой очень пригодился, когда приезжает много журналистов. Плюс через нее («удочку») можно было прослушать запись! В начале работы на радио меня это однажды очень спасло, когда я решил проверить звук, а оказалось, что микрофон не был подключен.
С таким аудиомагнитофоном Сергей Зверев даже хотел прыгнуть с парашютом, но репортера вовремя отговорили
«Репортер-6» работал от шести батареек. Журналисты всегда брали комплект запасных
Многие радиоприемники были подарены музею челябинцами
Для тех, кто был по ту сторону эфира, – радиоприемник, как и книга, считался лучшим подарком. Их включали дома и брали с собой на отдых.
– Раньше еще мечтали о появлении карманного телевизора, – добавляет видеооператор Владислав Отрыванов.
Эти часы показывали самое точное время
Для телезрителя новости начинались с часов, которые отсчитывали секунды до начала выпуска. Во время выхода в прямой эфир на них просто наводили одну из камер. По часам «Молния», произведенным на одноименном заводе в Челябинске, сверяла время вся область.
Заставки для телепрограмм рисовали вручную
Цветные таблички с названием телепрограмм – ни что иное, как заставки, которые также ставились перед камерой. Рисовались они кисточками и красками. До появления цифровых технологий при телестудии был художественный цех. Там же делали декорации для съемок телепередач.
Один из экспонатов с историей, хранящихся в телекомпании, – камера телевизионная-132, которая участвовала в съемках фильма «Москва слезам не верит». На такую же технику снимали Олимпийские игры в Москве – 1980. Кстати, в трансляциях были задействованы и операторы из Челябинска. После главного спортивного события техника была передана Центральным телевидением по всем телерадиокомпаниям страны.
Камера КТ-132 участвовала в съемках фильма «Москва слезам не верит»
Сегодня, когда каждый ребенок может снять видео на смартфон, сложно представить, что в 70-е годы, прежде чем человеку доверят камеру, он должен был несколько лет проработать ассистентом оператора, сдувая пылинки с камеры.
Владислав Отрыванов с камерой «Кинор» и современной видеокамерой
– Снимали один к трем: на три минуты сюжета не больше девяти минут пленки! Потратил сверх лимита – вычитали из зарплаты. Конечно, это требовало большого мастерства и оператора, и журналиста, который брал интервью, – рассказал Владислав Отрыванов. – Сначала была 35-миллиметровая пленка, через два года после того, как я начал работать, появилась 16-миллиметровая черно-белая. Потом была обратимая цветная, на которой можно было увидеть маленький кадр. Причем он воспроизводился на огромный экран без ущерба качеству.
В теории кинопленка до сих пор превосходит «цифру» по своим возможностям, но только если камеру держат умелые руки, отмечают операторы. Что получится на выходе – оставалось интригой, поэтому на телевидении была поговорка «проявимся – прослезимся».
В яуф помещается 360 метров пленки или всего 40 минут записи
Километры кинопленки, на которой вся летопись жизни Челябинска с 60-х годов, хранятся в яуфах (упаковочные ящики для фильмов). В каждой такой банке помещается 360 метров 16-миллиметровой пленки или 40 минут записи. Сейчас ведется активная работа по ее оцифровке.
С появлением кассет отпала необходимость экономить пленку
Частью экспозиции стали и «вэхаэски» – так по-простому операторы называют видеокассеты VHS, знакомые уже современной молодежи. Их появление было настоящим техническим прорывом для журналистов, которые любили брать большие интервью.
Экскурс в историю телевидения не ограничивается музеем. Гостям показывают большую студию – такие строились во всех телекомпаниях СССР. Поражает в первую очередь размер – в те годы концерты и спектакли показывали в прямом эфире. Второй момент – в студии достаточно прохладно. Дело в том, что 60 лет назад использовался горячий свет, поэтому отопление просто не предусматривалось.
В телестудии ставили спектакли, которые показывали в прямом эфире
Музей был открыт в 2008 году, к 50-летию ГТРК. Безусловно, это лишь малая доля того, с чем работали телевизионщики и радийщики, поскольку в советское время устаревающая техника передавалась по наследству другим телекомпаниям.
За проект «Стена памяти», для которого горожане принесли сотни снимков родственников – участников ВОВ, челябинские телевизионщики получили ТЭФИ
Фото: Фото Олега Каргаполова