Его спектакли неизменно вызывают зрительский катарсис. А его актеров нельзя не заметить в толпе им подобных. Сергей Федотов показал участникам IV Всероссийского межвузовского фестиваля «ТеART», который открылся в Челябинске, как должен каждую минуту «умирать» артист, чтобы жил русский психологический театр.
Сергей Федотов притягивает не только актеров, но и предметы
Свою методику работы с артистами перед ежедневными репетициями Сергей Федотов называет особым тренингом, который помогает артистам «отстраниться от сиюминутного и включить свое подсознание, улетев в мир спектакля».
– Сегодня я показал лишь часть тех упражнений, которые разработал, когда ставил спектакли в Чехии и Польше, – рассказал режиссер корреспонденту 74.ru. – За рубежом мне нужен был такой тренинг, который позволял бы донести до иностранных актеров принципы системы Михаила Чехова без слов. Мне важно было показать им, что такое энергетика, излучение силы. Но этот тренинг, как убедились все участники сегодняшнего мастер-класса, хорошо работает везде. Вы видели, пришли на мастер-класс 42 человека, которые сначала были разрозненными небольшими группками, не понимающими, что, зачем и как. Но через полчаса это была уже команда, это была труппа. Спустя 30 минут никто не поверил бы, что они из разных городов, из разных вузов, из разных студенческих театров.
Сергей Федотов всегда подчеркивает, что театр «У Моста» – это театр артиста.
– Я не подменяю энергетики актера режиссерскими трюками, – подчеркнул он. – И классику я ставлю как классику. Мой театр – психологический русский театр. Но это театр, который начинается с артиста, с человека. И во время репетиции мы добиваемся всего того, что вы видели сегодня, – выплеска эмоций, излучения энергии. Во многих городах России сегодня есть артисты, которые учились у меня, и они всегда выделяются. Во-первых, они всегда достоверны, во-вторых, они всегда притягивают внимание без слов, потому что эта школа позволяет актеру аккумулировать энергию и излучать её. Неслучайно зритель на наших спектаклях переживает большие эмоции – плачет, смеётся, испытывает катарсис.
Все началось со свечи, которую каждый участник мастер-класса должен был потушить энергией жеста. Получилось не у всех и не с первого раза. Но под занавес тренинга все стали волшебниками – тушили свечу на раз. А сам он притягивал и удерживал обычные предметы: вилки, тарелки и даже бокалы. Недаром Сергея Федотова называют мистиком и магом, недаром только ему удается ставить всего Гоголя, МакДонаха и самые мистические произведения Булгакова. Считается, что Сергей Федотов может договориться как с силами света, так и с силами тьмы. Он не спешит это отрицать.
– Да, это чудо. Обыкновенное чудо театра, – улыбается режиссер.
При этом Сергей Федотов не скрывает, что его актеры работают на износ.
– Это нормально, – говорит он. – В этом и есть секрет настоящего театра: когда актер тратит свою энергию и работает на износ, он в свою очередь получает энергию от зрителя и от своих партнеров. Тот же, который не тратится, халтурит, быстро устает. Устаёт от того, что не выплеснул свою эмоцию, не выразил чувств... Уверяю вас, от этого артист изнашивается! А вот когда он умеет выплеснуть энергию, она к нему возвращается. В театре «У Моста» есть такой проект – полночный марафон, когда мы играем четыре спектакля подряд. Это происходит каждую субботу. И некоторые артисты иногда играют по три и даже по четыре спектакля! Им хватает энергии!
Ничего не сказал Сергей Федотов о том, что сам он – настоящее зарядное устройство для своих актеров. В нем столько артистизма, он такой пластичный, сильный, подвижный, музыкальный, что не заразиться всем этим нельзя. Хочется кричать, кувыркаться и изображать из себя то Джульетту, то лягушку вместе со всеми.
Однажды Сергей Федотов сказал:
– Когда работаю с артистами, я не загоняю их в рамки заготовленного рисунка и какой-то определённой концепции. Мне интересно колдовать, шаманить, сочинять вместе с ними. Актёры импровизируют, играют этюды, а я размышляю. В результате получается нечто такое, о чём актёры и не подозревали.
Так всё и есть.
Сергей Федотов, заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, режиссёр, создатель и художественный руководитель Пермского театра «У Моста». Лауреат Национальной премии Чехии. Его постановки получили более 20 Гран-при международных фестивалей, а его спектакли по МакДонаху дважды получили «Золотую маску». В 2011 году пермский театр «У Моста» вошел в десятку лучших театров России по версии журнала Forbes. Это единственный театр, где идут такие спектакли, как «Дракула» и «Франкенштейн», где поставлен весь Гоголь (8 спектаклей) и все пьесы МакДонаха. Художественный метод Сергея Федотова строится на сочетании школ Михаила Чехова, Ежи Гротовского и эстетики Театра жестокости Антонена Арто.
Фото: Фото и видео Андрея Винникова, монтаж Марии Романовой