Пенсионерка из Челябинска Люция Шамсутдинова, признанная в феврале банкротом, получила письма от банков с информацией, что она должна заплатить подоходный налог со списанной суммы. Женщина записала видеообращение к главе Сбербанка Герману Грефу с просьбой не выставлять ей налог.
Люция Шамсутдинова оформила кредит в Сбербанке в 2014 году для того, чтобы помочь сыну, который попал в аварию. Несколько лет она исправно гасила кредит. После того как женщина получила инвалидность, она не смогла продолжать выплаты. В феврале суд признал её банкротом, а уже в марте ей пришло письмо от банка. В нём сообщается, что она должна заплатить подоходный налог со списанной суммы, так как получила «экономическую выгоду».
Как сообщили 74.ru эксперты, с марта такие уведомления массово рассылают банкротам все банки.
– Самое странное, что банк в качестве доходов пенсионерки посчитал не только списанный основной кредит, но и проценты и штрафы, размер которых был больше. Судите сами. Женщина взяла в кредит 600 тысяч рублей. За два года, перед тем как получить инвалидность, она успела внести в Сбербанк почти 280 тысяч. На момент банкротства банк предъявил претензии уже на 700 тысяч рублей с учетом процентов и штрафов. И ей начислили 13% подоходного налога с этой суммы – 92 тысячи рублей, – поясняет финансовый управляющий Вероника Стреколовская, которая проводила процедуру банкротства пенсионерки. – Представляю, каково теперь придется должникам МФО, ведь им могут начислить проценты, которые многократно превышают «голову» кредита.
Такое же письмо с требованием оплатить ещё 3000 рублей Люция Шамсутдинова получила от другого банка.
Вероника Стреколовская добавила, что всего у неё три пенсионера-банкрота, которые получили «письма счастья». И никто из них не намерен соглашаться с претензиями.
Напомним, в декабре 2015 года списанные при банкротстве долги включили в список доходов, которые не облагаются налогом.
– То есть человек, которого признали банкротом, освобождается от долгов и тем самым получает экономическую выгоду, равную списанным долгам. И по идее должен с неё заплатить налог, но не делает этого, поскольку по п. 62 ст. 217 НК РФ освобождается от налога, – пояснил адвокат Александр Щербинин.
Он добавил, что требование заплатить налог сейчас приходит тем, кто не платит по кредиту, но банкротом не признан. То есть долг становится безнадежным, так как его не получается взыскать даже после решения суда по исполнительному листу. В таком случае, согласно разъяснениям ФНС и минфина, при списании задолженности с баланса банка у заемщика возникает экономическая выгода в виде экономии на комиссии и, соответственно, доход подлежит обложению налогом. Сейчас подходит время сдачи гражданами налоговых деклараций по НДФЛ за 2016 год, и банки, которые имеют дело с должниками-неплательщиками, стали информировать налоговиков.
Эксперты сомневаются в оправданности нововведения и возможностях налоговой взыскать с банкротов начисленные суммы.
– То, что государство пытается взыскать подоходный налог с людей, уже объявленных банкротами, – это парадокс. Нововведения не соответствуют духу закона о банкротстве физических лиц. Получается, граждане зря пережили коллекторский кошмар, и все начнется по-новому. Теперь им что, снова подавать заявление о банкротстве, чтобы списать долг перед ФНС России? А людям, которые только планирует объявить о своей несостоятельности, сразу вписывать будущие претензии ФНС? – комментирует экономист, управляющий партнер юридической компании «Рыков групп» Иван Рыков.
Юрист, эксперт ОНФ Вячеслав Курилин рассказал ещё о порядка 20 южноуральцах-банкротах, которые получили подобные уведомления и уже направили исковые заявления в суд.
– Не вижу причин, по которым суд может отказать в удовлетворении требований, – поясняет Вячеслав Курилин. – В противном случае мы будем выступать с законодательными инициативами. Пока же действия банков больше напоминают карательную акцию – мол, смотрите, как невыгодно банкротиться.
К моменту выхода материала банки не смогли прокомментировать ситуацию.
Позже банкиры пояснили, что, согласно письму Минфина от 7 ноября 2016 года, в отношении налоговых обязательств, возникающих у налогоплательщика после признания его банкротом, организация – налоговый агент обязана исчислить, удержать и перечислить суммы налога в бюджет в общем порядке.
– Действительно, банки, исполняя п. 5. ст. 226 Налогового кодекса, обязаны доводить до сведения должников информацию о сумме дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога. Это регламентировано положением Налогового кодекса РФ (ст. 41, ст. 210, ст. 223), в котором сказано, что суммы задолженности, списанные с баланса кредитной организации, признаются доходом физического лица, облагаемым НДФЛ по ставке 13%, – пояснила начальник управления судебного взыскания Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Гузель Рахматуллина.
Оплачивать налог, по её словам, человек должен сам – не позднее 1 декабря 2017 года.
– Если должник полностью погашает задолженность по кредиту или происходит взыскание этого долга в порядке, установленном действующим законодательством, то сумма налога будет скорректирована вплоть до нуля, – добавила Гузель Рахматуллина. – Отмечу, что перенос задолженности на внебалансовые счета банка не освобождает заемщика от исполнения обязательств. Задолженность остается, не является прощенной и по-прежнему подлежит взысканию в порядке, установленном действующим законодательством.
По данным портала Finzdor.ru, в Челябинской области на данный момент зафиксировано 736 дел о банкротстве физлиц.
Фото: Фото и видео канала Рыков групп/Youtube.com