В прошлом году в возврате налога на добавленную стоимость отказали каждому пятому предпринимателю в Челябинской области. За 2016-й и первый квартал этого года южноуральские налоговики не позволили увести из бюджета страны 1,5 миллиарда рублей. Об этом сообщила замруководителя регионального управления Федеральной налоговой службы Марина Екимова.
Чаще всего предприятия заключают фиктивные сделки по купле-продаже товаров или оказанию услуг с компаниями или с фирмами-однодневками, а затем пытаются вернуть из бюджета якобы уплаченный налог на добавленную стоимость.
Как добавила начальник отдела камерального контроля УФНС по Челябинской области Валентина Сухомлинова, создаётся цепочка из «проблемных» посредников, которые имитируют реальную работу. Для них характерно «транзитное» движение денег по счетам, декларирование минимальных сумм НДС к оплате при больших оборотах.
За прошлый год и первые три месяца этого года налоговики доначислили НДС на 467 миллионов, в возмещении 838 миллионов рублей отказали, ещё 161 миллион предприниматели сами убрали из деклараций. Таких результатов удалось добиться в ходе камеральных проверок и применения специальной программы «АСК НДС 2», которая помогает выявить конкретных налогоплательщиков и ловить налоговые «разрывы».
За это время возбуждено 28 уголовных дел – семь из них в 2017 году. По словам замначальника УБЭП и ПК ГУ МВД России по Челябинской области, Максима Самолина, таких дел стало вдвое больше.
Он напомнил, в прошлом году провели либерализацию уголовного законодательства, связанного с налогами (например, повысили суммы и доли неуплаченных налогов для привлечения к уголовке, отменили преследование при оплате налогов). Но незаконного возмещения НДС это не коснулось – за преступление до сих пор грозит максимальное наказание до 10 лет тюрьмы. И даже погашение долга не снимает статью.
– Уголовная ответственность наступает независимо от того, получил предприниматель деньги или налоговая ему в этом отказала, – поясняет Максим Самолин. – Замечу, что наказание грозит не только тому, кто подал на возмещение, но и фирме-контрагенту, которая подписала заведомо ложные документы по сделке.
Так, к примеру, было в Озёрске в прошлом году. Суд вынес два обвинительных приговора в отношении группы лиц, которые получили возмещение НДС на сумму 1,54 млн рублей. Преступники получили по три и четыре года лишения свободы и по 100 тысяч рублей штрафа.
На днях четыре года и штраф 250 тысяч рублей достались руководителю магнитогорской компании, который получил возмещение 1,26 млн рублей в 2011–2012 годах. Такое суровое наказание было назначено несмотря на то, что он все вернул.
– Срок давности по этим преступлениям – 15 лет, тогда как, к примеру, по уклонению от налогов на сумму свыше 5 млн рублей, два года. Государство занимает жёсткую позицию в отношении тех, кто хочет похитить деньги из бюджета, – добавил Максим Самолин.
Всего от южноуральских предприятий в 2016 году поступило 46 млрд рублей НДС, а в 2017 году – 12,5 млрд рублей. В прошлом году южноуральцы заявили к возмещению более 9 млрд рублей, в 20% случаев получили отказ.
Фото: Фото Олега Каргаполова