В пятницу, 21 апреля, в Челябинском камерном театре состоится премьера спектакля «Мой внук Вениамин» по пьесе лауреата Букеровской премии Людмилы Улицкой. Работая над этим спектаклем, художник-постановщик вдохновлялся работами Марка Шагала и Казимира Малевича.
– Этот материал симпатичен тем, что на каких-то обычных, простых примерах поднимаются большие темы, – объяснила выбор пьесы режиссёр-постановщик Виктория Мещанинова. – Почему женщина с большим сердцем, неглупая остается одна? Где мы теряем коммуникации, теряем умение договариваться друг с другом? Как с самыми близкими людьми мы наживаем конфликты? Известно, когда Бог решил наказать человечество, он лишил людей способности понимать друг друга. И мы видим своеобразный Вавилон на примере одной семьи. Плюс к этому пьеса написана хорошим языком, с живыми персонажами.
Людмила Улицкая рассказала историю о том, как энергичная мама Эсфирь Львовна решила женить своего взрослого, умного сына на хорошей еврейской девочке. В Челябинске эту пьесу решили сыграть в жанре житейского анекдота. Перед началом генеральной репетиции актер театра Антон Ребро рассказал один из таких анекдотов: еврейская мама кричит из окна: «Йося, Йося, иди домой!» – «Что, мама, я уже замерз?» – «Нет, ты проголодался!»
А затем добавил:
– На самом деле это спектакль обо всех нас, о нашей терпимости и толерантности ко многим национальным меньшинствам, не только к евреям. Мне кажется, это особенно актуально для нас, россиян, потому что с давних времен мы живем в многонациональной стране.
По словам главного режиссера Камерного театра Виктории Мещаниновой, в анекдотах, как правило, отражена ментальность того народа, в недрах которого они рождены.
– В каждом еврейском анекдоте чувствуется особая горчинка, которая идет из глубины сложной истории этого народа, – считает она.
А спектакль Виктории Мещаниновой получился колоритным. Во-первых, на протяжении двух часов на сцене играет живой оркестр. Известно, что актеры Камерного театра очень музыкальны, но на этот раз они исполняют не только популярные мелодии нашего времени, но и старинную еврейскую музыку. В оркестре есть скрипка, аккордеон, кларнет и даже туба.
Во-вторых, художника-постановщика спектакля Ольгу Герр (Санкт-Петербург) вдохновили работы Марка Шагала и Казимира Малевича. А потому в центре сцены – загадочный «Черный квадрат», который, как воронка омута, то являет зрителю героев, то поглощает их. Но основную часть сцены занимают романтические персонажи Марка Шагала – летающие влюбленные, сказочные рыбы, птицы и цветы.
– Шагал и Малевич – наше общее с художником решение, – рассказала Виктория Мещанинова. – Малевич – предчувствие ХХ века, пустоты, бездны. Но и в этой безнадежности Малевича у человека должна оставаться надежда Марка Шагала, когда что-то поднимает человека в полет. Возможно, это душа человеческая. И пока она жива, можно надеяться, что мир устоит.
Наконец, актеры Челябинского камерного театра не просто хорошо играют и поют, но еще и и прекрасно танцуют. Над спектаклем работала известный московский хореограф, обладатель «Золотой маски» Лариса Александрова.
Остается добавить, что это первая на Южном Урале постановка пьесы Улицкой «Мой внук Вениамин», и на премьеру все билеты уже проданы.
Фото: Фото предоставлено Челябинским камерным театром