В воскресенье, 30 апреля, известный киевский режиссёр Михаил Яремчук представит премьеру в челябинском театре кукол имени Валерия Вольховского. Это будет спектакль для всей семьи «Мечта маленького Ослика» по известной сказке Татьяны Макаровой об ослике, который мечтал стать бабочкой. Так как Михаил уже две недели находится в Челябинске, 74.ru поговорил с режиссёром о новом спектакле, современных детях, экологии и о том, как его встретил город.
Уже 14 лет на сцене челябинского театра кукол с большим успехом идёт спектакль Михаила Яремчука «Подарок для папы» о цыплёнке, который из волка сделал вегетарианца. Этот спектакль одинаково любят и дети, и взрослые. Причём годы его не старят, на спектаклях всегда аншлаг. Судя по тому, что журналисты 74.ru увидели на репетиции будущей премьеры, новый спектакль известного в России и Европе режиссёра тоже станет долгожителем.
Наш разговор с Михаилом Яремчуком невольно начался с темы экологии, потому что окна кукольного театра со стороны улицы Кирова были покрыты плотным слоем грязи, а в челябинском воздухе в этот день висел густой смог.
– Я бы не сказал, что челябинские улицы слишком грязные, – отметил Михаил Яремчук. – Каждый день вижу, что люди работают, убирают мусор. Пыли много – это да, но весной её много и в Киеве. Мы, к сожалению, не научились следить за чистотой так, как это делается в Европе. У нас везде пыль, у нас в городах очень грязные машины.
– Но в Челябинске всё сложнее, – продолжает режиссер, – потому что очень скоро начинаешь понимать, что дышать трудно. Я здесь вторую неделю. Поначалу всё было нормально, но постепенно стала накапливаться какая-то усталость. Вроде бы и спишь достаточно, а как будто не отдыхаешь. Значит, проблемы в экологии. И мне жалко людей, которые вынуждены этим дышать постоянно. Так не должно быть.
– Какими вам показались сами челябинцы, ведь место в какой-то степени определяет характеры людей.
– Когда я ехал сюда впервые, то мне представлялось, что люди на Урале должны быть жестче, конкретнее, потому что это край промышленности. Но все, с кем пришлось встречаться и 14 лет назад, и теперь – очень доброжелательные. А если говорить о труппе кукольного театра, то здесь хочется работать. В театре сохранилась творческая закваска времён Валерия Вольховского, дух коллективного театра, желание актёров работать, и это большой плюс для меня – здесь можно решать творческие задачи. Дома с этим уже тяжело, всё время думаешь о том, что спектакль должен окупиться. Когда деньги делают своё дело, то и люди театра становятся невольными заложниками всего этого. А здесь мы работаем на одном дыхании.
– Разве не заставляет меняться театр и современный зритель?
– Приходится признать, что дети нового века – другие. У них слишком много информации. И информацию они иначе воспринимают, и принцип накопления информации у них другой – они впитывают, впитывают, а потом вдруг оказывается, что они всё знают, поэтому современные дошкольники так легко осваивают гаджеты. У меня растёт внучка, и я это постоянно наблюдаю. И к театру дети, рождённые после 2000 года, иначе относятся, поэтому театр должен быть другим. Я не могу в своих спектаклях предлагать им старое мышление.
– Каким же будет ваш челябинский спектакль?
– Я не перегружаю этот спектакль сложными житейскими проблемами. Можно, конечно, влезть в проблему современных отцов и детей, ведь вся история вертится вокруг семьи маленького ослика – там есть мама, папа, бабушка, маленький сын, который мечтает, попадает в неожиданные ситуации и, пройдя через все это, выходит повзрослевшим. Но мы избрали к этой проблеме лёгкий, джазовый подход. Спектакль построен на джазовой музыке. А джаз – это импровизация, праздник души.
– Мне не хочется сегодня грузить публику проблемами, потому что время другое, состояние общества другое. И задачи у этого спектакля другие, он заканчивается хеппи-эндом. Кто захочет увидеть в спектакле решение проблем, тот увидит и это. Но «Мечта маленького Ослика» – спектакль о полете. И не беда, если у тебя нет крыльев. Ты можешь летать, если у тебя есть воображение, фантазия. Хочешь быть счастливым – будь им! – резюмирует Михаил.
Добавим, что автором кукол, сценографии и костюмов в спектакле «Мечта маленького Ослика» стала московский художник Ирина Хмарук, подробно об этом наш сайт уже рассказывал.
Фото: Фото Людмилы Ковалевой