Детская железная дорога в челябинском парке Гагарина открыла сезон. Это олдскульный вариант новомодных «чадоградов» или «кидсбургов», только ещё более реалистичный: многотонные поезда стучат колёсами по настоящим рельсам, издают пронзительные гудки и катают юных пассажиров и их родителей. Журналист Ирина Абрамова, которая научилась водить трамвай, спасать людей с бригадой скорой и обеспечивать бесперебойную работу аэропорта, задалась вопросом: неужели управлять мини-локомотивом настолько просто, что с этим справляются даже школьники? Ответы на все вопросы – в репортаже 74.ru.
В последние годы РЖД уделяет большое внимание развитию детских железных дорог. Так, осенью прошлого года завершилась реконструкция ДЖД в соседнем Екатеринбурге, где построили новый вокзал. Про Челябинск тоже не забывают: в прошлом году красный поезд с патриотичным названием «Южноуралец» дополнили новым вагоном. В ближайшее время такое же обновление ждет и «Юность», а в глобальных планах – открытие большого учебного центра.
Как стать работником детской железной дороги? Нужно быть ребенком не младше 12 и не старше 17 лет, а также набраться усидчивости и терпения. Прежде, чем начать работу на станциях и поездах, школьники изучают историю железных дорог, технику безопасности, устройство поездов и тонкости различных профессий. За несколько лет обучения можно «прокачаться» до машиниста. Занятия и практика бесплатные.
– В первый год ребята получают представление об обязанностях проводника пассажирского вагона и ревизора. Начиная со второго года появляется возможность узнать о профессии помощника машиниста, дежурного по станции, осмотрщика вагонов. С третьего года детям рассказывают о профессии машиниста, – рассказал начальник Челябинской ДЖД Евгений Болдовский.
– Все дети разные. Некоторые с опаской относятся к технике. Большинству наоборот хочется как на новом велосипеде погонять. Поэтому нужен глаз да глаз, и в кабине локомотива всегда инструктор, который не отвлекается от происходящего ни на минуту, – рассказывает машинист-инструктор Алексей Клевцов.
Поскольку в реальной жизни меня возьмут на детскую железную дорогу уже только пассажиром (эх, где мои 12?), мы не ставили целью изучить все технические тонкости и перешли к практике.
– Ничего лишнего не нажимать, – предупреждает машинист-инструктор и объясняет, для чего нужен тот или иной тумблер.
Запускаем локомотив, включаем первую скорость – коробка передач здесь автоматическая. Прежде чем поехать, подаём сигнал. И вот тот самый волнительный момент – поезд плавно начинает двигаться, постепенно развиваем скорость до 7 км/час – здесь она кажется вполне быстрой, хотя в теории можно разогнаться до 25 км/час.
– Смотрим за маршрутом, чтобы стрелочные переводы были «в маршруте», то есть, чтобы стрелка была наша, как говорят по-простому машинисты, – объясняет Алексей Клевцов. – Внимательно следим за тем, что находится на путях.
Немного расслабляюсь, поняв, что от неловкого движения мини-поезд не разгонится до скорости «Ласточки», начинаю смотреть вокруг. Из кабины машиниста кажется, будто весь мир мчится тебе навстречу. Наверное поэтому железнодорожники так любят свою работу.
Кресло машиниста мне сегодня уступил 14-летний Саша Владимиров.
– В детстве я приходил с мамой на станцию смотреть, как прибывают и отправляются поезда. Она рассказывала о машинистах, которые ими управляют, и мне очень понравилась эта профессия. Здесь я успел поработать осмотрщиком, проводником, контролёром-ревизором, дежурным по станции, но, когда ты подъезжаешь к станции, где тебя ждет толпа людей – это совсем другое, – с гордостью рассказал он.
Детская железная дорога – это целая инфраструктура, включающая пять станций и одну платформу. Дети следят здесь за движением поездов и проверяют их сохранность.
Весьма ответственная работа у осмотрщика вагонов. Чтобы в пути ничего не отвалилось, нужно проверить надежность сцепок, а целостность креплений проверяют как хрусталь – по звуку, ударяя специальным молоточком. Что показала проверка вагонов и кто главный на станции – смотрите в сюжете 74.ru.
Работа на детской железной дороге показалась несложной, но, безусловно, требует дисциплины, внимания и ответственности. И пусть не все ребята в будущем станут железнодорожниками, эти качества пригодятся им в дальнейшем. Тем, кто поймет, что не представляет свою жизнь без рельсов и шпал, будет учиться намного проще. Кстати, сейчас рассматривается предложение учитывать «корочки» выпускников ДЖД при поступлении в железнодорожные техникумы и вузы.
Фото: Фото Алексея Китаева, видео Андрея Винникова, монтаж Марии Романовой