Пока миллионы советских граждан сражались на фронтах Великой Отечественной войны, коллективы предприятий нашего региона совершали трудовые подвиги, без которых победа была бы невозможна. Южный Урал внёс огромный вклад в вооружение армии. С самого начала войны Челябинск стал крупнейшим центром оборонной промышленности, где не только производили военную продукцию, но и принимали важные для обороны решения.
В Челябинскую область эвакуировали более 200 предприятий, ещё 35 крупных заводов построили с нуля. Все отрасли народного хозяйства перевели для обслуживания нужд фронта. Именно в годы ВОВ на Южном Урале появились Челябинский металлургический комбинат, Челябинский трубопрокатный завод и другие промышленные гиганты. Регион давал фронту танки, реактивные миномёты, броню, стрелковое оружие, боеприпасы. Здесь выпускали знаменитые Т-34 и легендарные «катюши».
Ситуацию осложняло то, что многие квалифицированные работники предприятий ушли на фронт. Поэтому трудовые коллективы состояли в основном из женщин, подростков и стариков. В тяжёлых условиях, при нехватке еды и порой прямо на морозе они стояли у станков иногда по 16-18 часов в сутки, при этом работали с полной отдачей, следуя лозунгу: «Всё для фронта! Всё для Победы!».
Машины Танкограда
В годы Великой Отечественной войны Челябинский тракторный завод вместе с семью частично или полностью эвакуированными в столицу Южного Урала предприятиями образовали мощное танкостроительное предприятие, которое получило неофициальное название «Танкоград». За годы войны здесь создали 13 типов новых танков и самоходных артиллерийских установок, шесть типов танковых дизельмоторов. Завод выпустил 18 тысяч танков и самоходных установок, 48,5 тысячи танковых дизельмоторов, 17,7 миллиона заготовок боеприпасов.
Ещё до войны, в 1940-м году, на ЧТЗ, где основным направлением был выпуск тракторов, начали осваивать производство тяжёлых танков КВ-1 (Клим Ворошилов) конструкции Кировского завода. В августе из Ленинграда привезли опытный образец боевой машины и чертежи, а уже 31 декабря того же года государственная комиссия приняла первый челябинский танк.
После начала войны в Челябинск полностью эвакуировали Харьковский моторный завод №75 и Ленинградский Кировский завод, оказавшиеся в зоне досягаемости вражеской авиации. 6 октября 1941 года ЧТЗ официально переименовали в Кировский завод наркомата танковой промышленности в городе Челябинске (ЧКЗ). Сам наркомат также базировался в Челябинске.
В максимально сжатые сроки на заводе построили и ввели в действие 17 новых цехов общей площадью 100 тысяч квадратных метров. Прибывавшее с эвакуированных предприятий оборудование «с колёс» разгружали на пустырях, ставили на фундаменты будущих цехов, начинали производство прямо на морозе, а уже потом строили вокруг них стены и сооружали крыши.
Производить танки начинали с нескольких единиц в сутки, но быстро довели этот показатель до 12-15 машин в день. Специалисты завода постоянно работали над сокращением трудоёмкости производства. В четвертом квартале 1941 года выпуск тяжелых танков КВ увеличился по сравнению с третьим в 5,5 раз, а с первой половиной года – в 17 раз. Сделать это удалось, в частности, благодаря сокращению числа компонентов танков – если в мае 1941 года боевые машины имели 23,4 тысячи частей, то к концу года их было уже 9 тысяч.
Все основные цеха перевели на казарменное положение. В холодных цехах, еле отапливаемых паром от паровозных котлов, а то и под открытым небом в недостроенных корпусах, рабочие трудились по 16-18 часов и выполняли по две-три нормы в смену. С ноября 1941 года на заводе прекратилось производство тракторов, и уже всё предприятие занималось выпуском танков.
В 1942 году ЧКЗ впервые отправил на фронт легендарные Т-34. Их массовое производство на предприятии наладили всего за 33 дня, хотя до этого считалось, что серийный выпуск боевых машин нельзя запустить быстрее, чем за четыре-пять месяцев. К концу 1943 года завод ежедневно выпускал по 25 «тридцатьчетверок». Этот танк, который на фронте получил нежное прозвище «ласточка», принёс советским войскам победу в обороне Москвы и Сталинграда. Именно на ЧТЗ выпустили знаменитый танк №18 «Челябинский колхозник», который установлен на постаменте на одном из склонов Мамаева кургана.
В 1943 году на Челябинском Кировском заводе освоили производство тяжёлого танка ИС-2 (Иосиф Сталин). В конце октября его приняли на вооружение. Он сочетал в себе подвижность Т-34 и более мощные оружие и броню и стал основной машиной в гвардейских тяжелых танковых полках. В 1944 году производство ИС-2 поставили на конвейер – впервые в мире тяжёлые танки выпускали таким образом. Благодаря этому заводская стоимость машины значительно сократилась и лишь немногим превышала стоимость Т-34.
В августе 1944-го челябинский конструктор Михаил Балжи спроектировал новую машину – танк ИС-3. В конце декабря Сталин санкционировал производство этой модели на ЧКЗ. Танк имел усовершенствованную форму корпуса и башни и оптическую систему управления наводкой, которая позволяла эффективно вести бой на расстоянии 2000-2500 метров. Благодаря им Советский Союз полностью выигрывал в «войне брони» – таких танков не имела ни одна армия мира. Сегодня ИС-3 стоит на постаменте на Комсомольской площади в Челябинске.
Секрет завода Колющенко
Завод имени Колющенко – старейшее промышленное предприятие Челябинска – до начала войны выпускало плуги, молотилки и другую сельхозтехнику. Однако, как и многие другие заводы, строившиеся в советские годы, его изначально спроектитровали с возможностью полного перехода на оборонное производство. В годы Великой Отечественной предприятие стало важным поставщиком боевой техники и снарядов для фронта. В частности, оно выпускало секретные реактивные миномёты БМ-13 «катюша».
Уже к 29 июня, через неделю после начала войны с Германией, на заводе Колющенко освоили производство 120-миллиметровых мин. А в сентябре на предприятие начали прибывать люди и оборудование с эвакуированных заводов из Подмосковья и Украины. Как и на других предприятиях, здесь трудились женщины и подростки. Из-за нехватки рук рабочий день увеличили до 12 часов, а инженерно-технический персонал перевели на казарменное положение. Сотрудники завода неделями жили в комнатах отдыха прямо в цехах.
Под производственные цеха в срочном порядке переоборудовали гаражи, склады и подсобки. Заводу предоставили дополнительные помещения на пересечении улиц Елькина и Труда. Для того, чтобы эффективнее управлять рассредоточенными по всему городу площадками, был создан филиал завода вне его территории.
На Колющенко наладили производство гаубичных 152-миллиметровых снарядов, 250-килограммовых фугасных бомб, корпусов 82-миллиметровых мин. Со второй половины июля 1941 года предприятие начало осваивать выпуск новых снарядов марки РС-132, а решением Государственного комитета обороны от 9 августа колющенцам вместе с эвакуированным московским заводом «Компрессор» поручили наладить производство «Катюши» – минометной установки, не имевшей аналогов в мире.
Чтобы объяснить, какую важность имело тогда это производство, и каким грозным оружием были «катюши», отметим, что командование германских войск обещало своим военным за захват таких установок большое денежное вознаграждение, высшие награды и отправку в тыл. Потому что там, где «работали» БМ-13, оставалась лишь выжженная земля, а немцы, только узнав о приближении батарей залпового огня, в панике покидали укрепления. Правда, до самого конца войны ни один реактивный миномёт так и не попал в руки врага.
БМ-13 состоял из подвижной фермы, восьми направляющих (лонжеронов) и простейшей электрической системы, с помощью которой запускались снаряды. В пазах на лонжеронах закреплялись 16 реактивных ракет, приводимых в действие с пульта управления из бронированной кабины трактора или автомобиля ЗИС-5, а позднее – американского «Студебекера». Дальность полёта снаряда составляла 8,5 километров.
Производство «катюш» велось в строгой секретности и было рассредоточено по разным цехам, чтобы конечную продукцию могли видеть только сборщики. Рабочие, мастера, инженеры, которые целыми днями работали над деталями БМ-13, зачастую не до конца понимали, что они выпускают.
Сборочный цех находился на расстоянии от основного завода, в помещениях гаражей табачной фабрики. Отсюда «катюши» отправляли на фронт. Отгружали всегда ночью, накрывая установки брезентом. В 2010 году на стене этого здания появилась мемориальная доска, сообщающая жителям и гостям города о том, что здесь собирали знаменитые БМ-13.
Памятник «Катюше» поставили рядом с заводом, на улице Доватора, к 30-летию Победы при участии заводчан.
Бронебойный «Станкомаш»
Большой вклад в создание орудий Победы внёс и Завод №78 имени Серго Орджоникидзе (современный «Станкомаш»). Здесь выпускали корпуса и башни для танков, боеприпасы, производили ремонт прибывших с фронта боевых машин. В 1941 году для удобства управления из состава завода №78 выделили ряд цехов в самостоятельное предприятие – завод №200 для производства бронекорпусов и башен для тяжелых танков. 78-й завод занимался всеми остальными направлениями. Впоследствии предприятия вновь объединили, но было это уже после войны – в 1947 году.
«Станкомаш», как и завод имени Колющенко, проектировался с «двойным дном», то есть изначально при его строительстве закладывалась возможность переориентировать его на выпуск оборонной продукции. И освоение производства башен для танков КВ здесь начали еще в 1940 году.
Как и другие предприятия региона, в июне 1941 года завод №78 перевели на военные рельсы. Как обычно в то время, делалось это в максимально сжатые сроки. Для налаживания производства танков нужно было смонтировать пресс мощностью три тысячи тонн, причём сделать это нужно было не за несколько месяцев, как в мирное время, а всего за 17 дней. Позже на заводе вспоминали, что оборудование устанавливали молча, не разговаривая между собой, в колоссальном напряжении и в итоге всё успели.
Завод Орджоникидзе стал рекордсменом по количеству принятых эвакуированных предприятий – на его площадках разместились 23 завода из Харькова, Донецка, Мариуполя.
Уже в июле здесь впервые в Челябинске выплавили мартеновскую сталь, необходимую для производства брони. А в августе начали изготавливать корпуса и башни танков КВ для Челябинского Кировского завода. Нарком танковой промышленности Малышев, посетивший завод, принял решение прекратить производство станков и освободить все площади под выпуск оборонной продукции. К декабрю на заводе начал работать цех по ремонту танков КВ, а в цехах главного корпуса освоили массовое производства боеприпасов различного назначения (реактивные снаряды для «катюши», бронебойные, фугасные и другие).
В 1942-м на заводе №78 организовали серийный выпуск направляющих для «катюш», производство бронебойного снаряда «Якорь», литых башен тяжёлых танков. Число корпусов артиллерийских боеприпасов среднего и крупного калибров к 1944 году достигло 2,35 миллиона корпусов в год. В январе 45-го освоен выпуск 280-миллиметровых бронебойных снарядов.
Как в университетах делали патроны
О Челябинском патронном заводе №541 сегодня вспоминают нечасто. Во многом из-за того, что завод этот существовал только во время войны и базировался вовсе не на площадях какого-либо из местных производственных предприятий. Он располагался в стенах педагогического, агроинженерного университетов и нескольких зданиях на улице Спартака (ныне проспект Ленина). Завод был образован на базе нескольких предприятий, эвакуированных с запада страны – Ворошиловградского, Харьковского, Калининского и Тульского.
По официальной статистике, на 541-м трудились 10 тысяч работников, почти две трети из них – женщины, около 40% – подростки 13 лет и старше. Таким образом, сложности были те же, что и у остальных предприятий, – недостаток квалифицированных специалистов и необходимость выполнять и перевыполнять планы силами детей и женщин.
Станки стояли прямо в школах, коридорах и учебных аудиториях вузов. Делать снаряды для фронта рабочие учились буквально в ходе рабочего процесса. Для начальников цехов, бригадиров, технологов и мастеров действовал особый, казарменный, режим работы – они не покидали завод по нескольку суток.
Сразу после войны в вузах началась реконструкция, возобновились занятия, а Челябинский патронный завод полностью ликвидировали. Однако ещё долгое время разбитые цементные полы напоминали о том, что когда-то здесь работало промышленное предприятие.
Прозрачная броня из Челябинска
На сверхсекретном челябинском заводе «К-4» (впоследствии завод «Оргстекло») в годы Великой Отечественной войны выпускали так называемые бронекозырьки для боевых самолетов – штурмовиков Ил-2 и истребителей. Это стекла, которые защищали кабины пилотов от пуль и осколков и спасли жизнь многим советским лётчикам.
«К-4» – это не только название предприятия, но и шифр изделия, которое оно выпускало. Первоначально завод располагался в Ленинграде, однако в 1941 году его эвакуировали на Урал. Предприятие перевезли в цеха двух челябинских фабрик, одна из которых производила дрожжи, другая – безалкогольные напитки. При этом перевести всё, что нужно, из Ленинграда не успели к тому времени, когда Северная столица оказалась в блокаде, и пришлось налаживать производство авиаброни на месте, своими силами.
Большинство рабочих завода составляли подростки 14-15 лет, которых пришлось обучать производству на ходу, с нуля. Ветераны завода рассказывают, что многие из сотрудников были ниже станков ростом, и им приходилось вставать на ящики, чтобы было удобнее работать. При этом поблажек за малый возраст, как и на других предприятиях, никто не давал: за небольшое опоздание могли оставить без пайки хлеба, а за более серьёзное – даже привлечь к уголовной ответственности.
Первую продукцию завод оргстекла выпустил в июле 1942 года. Темпы производства постепенно налаживались, однако власти требовали большего. В 1943 году директора завода Зусю Шульмана вызвали в Москву к Сталину. Руководитель предприятия допускал возможность, что уже не вернётся оттуда. Чтобы близкие не волновались, он никому не сказал правду о том, куда едет.
В Москве Сталин задал Шульману прямой вопрос: когда завод будет поставлять авиаброню в необходимых объёмах? Несмотря на сильный страх и трясущиеся руки, директор «К-4» сказал всё как есть: что не хватает подходящего оборудования, сырья для производства, да и вообще людей нечем кормить. «А если всё это у вас будет – сделаете нам нужное количество брони?» – спросил верховный главнокомандующий. Шульман пообещал, что сделают. После этого завод стал наращивать объёмы и не только достигал поставленных целей, но и много раз перевыполнял планы.
Секрет производства бронированного стекла тщательно охранялся государством. Выпускали этот материал всего на двух заводах СССР – в Челябинске и Дзержинске (Нижегородская область). Архивные материалы о «К-4» начали рассекречивать только в конце 2009 года.
После войны завод продолжал выпускать оргстекло для авиапромышленности, но получил «гражданское» название «Оргстекло». Со временем здесь стали выпускать и товары народного потребления – пуговицы, бусы, пудреницы, шкатулки, чернильницы, вазы и другие изделия. А в 1997 году завод продали с молотка. Сейчас этого предприятия нет, его площади сдают в аренду компаниям различного профиля.
Разумеется, предприятия, выпускавшие продукцию оборонного назначения, работали не только в областном центре. Арсенал для советской армии создавали в Златоусте, Магнитогорске, Миассе, Усть-Катаве, Юрюзани и многих других населенных пунктах Челябинской области.
Законы военного времени действовали ещё несколько лет после войны, поэтому многие специалисты, приехавшие на Южный Урал вместе с эвакуированными предприятиями, не могли уволиться с местных заводов и уехать в свои города, поэтому многие продолжали работать в регионе и после войны, а кто-то остался на всю жизнь.
Фото: Фото предоставлены Музеем ЧТЗ, Объединенным государственным архивом Челябинской области, Игната Сарапулова, с сайта Google.ru/maps