«Страшные фото погибших в авариях людей – вот, что нужно показать водителям, чтобы они поняли: несоблюдение скоростного режима регулярно становится причиной дорожных трагедий» – к таким суровым выводам пришли эксперты, обсудив сегодня статистику ДТП в Челябинской области. Как же на самом деле обстоит ситуация с аварийностью на Южном Урале? Оказывают ли положительное влияние на статистику камеры, количество которых в регионе увеличивается – выясняем в нашем материале.
Статистика – не просто цифры: за ними скрываются оборвавшиеся жизни и личные драмы
Только за четыре месяца текущего года в Челябинске было выявлено 54 000 фактов превышения скорости. Это одно из грубейших нарушений, которое, как правило, в случае аварии приводит к тяжелейшим последствиям. Именно поэтому превышение скорости избрали темой Четвертой недели безопасности дорожного движения, которая сейчас проводится во всем мире с подачи ООН.
Начальник управления ГИБДД ГУ МВД по Челябинской области Андрей Мурыгин утверждает – каждое девятое ДТП в нашем регионе происходит из-за неправильного выбора или превышения скорости движения.
– Действительно, общее количество ДТП в области снижается, но при этом людей гибнет больше, бьются намного тяжелее. Чтобы вы понимали, насколько все серьезно, скажу – далеко не все пострадавшие в дорожных авариях попадают к нам. Большинство из них, а именно около 75%, погибают на местах происшествий, – сурово констатировал директор Центра медицины катастроф Игорь Ребиков.
В ГИБДД добавляют – в ходе специальных исследований было установлено, что скорость, при которой наезд на пешехода может обернуться смертью последнего, составляет всего-то 30 км/ч. Если же бесколесного участника движения собьют на 70 км/ч (фактически для города это уже превышение, но по КоАП штрафа за него нет. – Прим. авт.), шансы выжить для него будут практически сведены к нулю.
Роль камер в обеспечении безопасности дорожного движения
Мал процент тех автомобилистов, которые считают, что комплексы автоматической фиксации нарушений ПДД действительно помогают бороться с аварийностью на Южном Урале. Сайт Autochel.ru проводил опрос, согласно которому поддерживают установку камер в регионе лишь 27,9% водителей. Остальные 72,1% уверены – «большой брат» просто используется для сбора денег.
Однако данные ГИБДД говорят об обратном. Специалисты областного Центра автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) утверждают – на местах установки камер количество ДТП сократилось на 49%. В два раза меньше на таких опасных участках погибло людей. Количество раненых также сократилось – на 48,5%.
О перспективах развития автоматической фиксации нарушений ПДД в нашей области читайте в материале «Большой брат» крепчает: на дорогах Челябинской области появятся камеры-муляжи».
Помянули добрым словом южноуральские камеры и в рамках Глобальной недели безопасности дорожного движения.
– Можно сколько угодно говорить о необходимости воспитания наших автомобилистов, но важно понимать, что взрослого человека переделать практически нереально. В какой-то мере камеры с этой задачей справляются, – говорит председатель Челябинской областной общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» Николай Живец. – В Челябинске камер много. Сегодня, когда водители к этому уже привыкли, они действительно стали меньше нарушать. Сперва в местах установки камер, а потом и там, где их нет – по привычке. Также и на областных трассах – автомобилисты становятся более внимательными, высматривают треноги, снижают скорость.
К слову, на трассах камер в ближайшее время станет еще больше – уже к июню в Челябинской области в эксплуатацию введут еще 10 передвижных комплексов «Крис-П», а вслед за ними на пяти участках появится еще и «Автодория» – о том, что это за зверь такой, мы рассказывали в материале «В Челябинске монтируют новый вид камер».
Камеры и БДД: мнение редакции
Не раз корреспонденты 74.ru обращались к теме камер на дорогах в Челябинске и области. Мы лично несколько раз ездили в ЦАФАП, совсем недавно выходили в рейд с «Парконом», а также писали о том, как «большой брат» помог поймать водителя с чужими номерами. Добро? Определенно!
Но есть во всем этом и ложка дегтя. А именно – в случаях, когда камеры или инспекторы ЦАФАП допускают ошибку (таких фактов не так много, но все же они есть), страдает все-таки водитель: начинается беготня и муки с отменой несправедливого постановления. На всякий случай вот вам «Инструкция: как оспорить нелепый штраф». Бывает, дело доходит и до судов. Однако несмотря на все это, некоторую положительную тенденцию мы все-таки отмечаем. Значительное увеличение количества камер на Южном Урале произошло в 2015 году. Показатели аварийности по области и тяжесть последствий ДТП с этого момента постепенно начали снижаться. Если в 2015 году на дорогах Челябинской области в 4578 ДТП скончались 538 человек, то в 2016-ом аварий было 4121, а погибших в них – 388. О текущем годе рассуждать еще рано – за четыре месяца в ГИБДД отмечают лишь небольшое снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – всего на 3%. Окончательный вывод можно будет сделать не раньше января 2018-го.
Что касается нарушений ПДД, хочется отметить – как только в Челябинске увеличилось количество камер, городская Госавтоинспекция начала присылать нам просто астрономические цифры – количество выявленных за сутки нарушений. В иные дни «большой брат» в тандеме с инспекторами ловил до 5-6 тысяч недобросовестных водителей за 24 часа – эту информацию можно отследить в нашей рубрике «Сводка ГИБДД». Сегодня количество нарушений, ежедневно выявляемых в Челябинске, снизилось – за последние пару месяцев этот показатель держится в диапазоне от 600 до 1000 фактов. Видимо, как и говорил Николай Живец, камеры действительно приучили водителей соблюдать ПДД. А как считаете вы?
Фото: Фото Олега Каргаполова и с сайта Gibdd.ru