Власти Челябинска готовят новые правила размещения и содержания информационных конструкций на территории города. Речь идет о вывесках, входных группах, элементах облицовки фасадов домов и малых архитектурных формах, не относящихся к рекламе. Во втором квартале 2017 года проект представят депутатам Челябинской городской думы, сообщил 74.ru исполняющий обязанности начальника Главного управления архитектуры и градостроительства администрации Челябинска (ГУАиГ) Сергей Репринцев. В документе распишут, какие конструкции в Челябинске устанавливать можно, а какие нельзя, потому что они нарушают архитектурный облик зданий.
Сейчас в этой сфере в Челябинске царит правовой вакуум: владельцы информационных конструкций не обязаны согласовывать их размещение с Главархитектурой. Поэтому снаружи помещения «украшают» кому как вздумалось, используя любые материалы каких угодно размеров. Такое оформление характерно для большинства сетевых алкомаркетов, продуктовых магазинов, аптек и прочих арендаторов первых этажей. В итоге огромные разноцветные баннеры, щиты из профнастила и панно на всю стену закрывают фасады зданий, превращая миллионник в большой восточный базар.
Как пояснили 74.ru в Главархитектуре, единственным муниципальным правовым актом, регламентирующим размещение рекламных конструкций, а также вывесок на территории Челябинска, является «Положение о порядке распространения наружной рекламы и информации в городе Челябинске». Оно утверждено в 2013 году. В документе перечислены требования к размещению рекламных конструкций, установлен порядок демонтажа незаконных рекламных конструкций. Что касается вывесок, то получение разрешительных документов на них не требуется. После согласования эскиза вывески в ГУАиГ ее просто ставят на учет в управлении наружной рекламы и информации администрации Челябинска.
– Данное «Положение» не устанавливает требования к размещению информации, не отнесенной к рекламе и, соответственно, не предусматривает порядок осуществления контроля за ее размещением, – сообщил и.о. начальника Главного управления архитектуры и градостроительства администрации Челябинска Сергей Репринцев. – Наше управление не наделено полномочиями по вынесению предписаний о демонтаже информационных конструкций, не относящихся к рекламе, в том числе вывесок, а также не может обязать владельцев информационных конструкций проходить процедуру согласования.
Получается, ГУАиГ участвует в формировании единого городского рекламно-информационного пространства, но фактически не контролирует размещение на территории города конструкций, относящихся к информационному оформлению предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей и не являющихся рекламой.
Закон о защите прав потребителей требует от изготовителя или продавца довести до сведения покупателей фирменное наименование организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы.
– При этом любые конструкции, на которых размещена указанная информация, не могут рассматриваться в качестве рекламы, и в отношении таких конструкций невозможно применить установленный порядок демонтажа рекламных конструкций, – сетует Сергей Репринцев. – Сложившаяся ситуация дает возможность предпринимателям размещать конструкции, закрывающие фасады и нарушающие тем самым архитектурный облик зданий, не согласовывая их и избегая ответственности за такое размещение.
Как ранее сообщал 74.ru, больше всего в активной борьбе с незаконными рекламными конструкциями, которые позиционируются как вывески, преуспела администрация Магнитогорска. Чиновники выиграли серию судов и доказали, что простирающееся по фасаду жилого дома во всю высоту первого этажа и на всю длину нежилого помещения настенное панно «Красное&Белое» является рекламной конструкцией. Предпринимателям предложили самостоятельно ликвидировать незаконные элементы оформления магазинов, но они этого не сделали.
– Мы не против рекламных идей, – заявил начальник управления архитектуры и градостроительства администрации Магнитогорска Илья Рассоха. – Хотим лишь, чтобы их воплощение было красивым и законным.
С начала мая в Магнитогорске начался принудительный демонтаж щитовых конструкций на магазинах «К&Б». По словам инженера комитета управления имуществом и земельными отношениями администрации Магнитогорска Альберта Салыкбаева, всего им предстоит принудительно демонтировать 72 объекта.
В конце прошлой недели представители торговой сети «Красное&Белое» нанесли ответный удар. Шесть фирм, работающих под брендом «К&Б», обратились в управление Федеральной антимонопольной службы с заявлениями о незаконном демонтаже щитов. А девять компаний этой сети подали заявления с теми же претензиями в арбитражный суд Челябинской области. Руководитель Челябинского УФАС Анна Козлова сообщила, что ведомство проверит обоснованность действий чиновников.
– Опыт Магнитогорска по признанию в судебном порядке конструкций, использующихся для оформления фасадов магазинов «Красное&Белое», конструкциями рекламного характера представляется чрезвычайно интересным, – отметил и.о. начальника Главного управления архитектуры и градостроительства администрации Челябинска Сергей Репринцев. – Подобный прецедент дает основания предполагать, что ситуация с конструкциями магазинов «Красное&Белое» и аналогичными им, которые до настоящего момента рассматривались исключительно как вывески, в Челябинске может измениться.
По словам руководителя челябинской Главархитектуры, сейчас разрабатываются новые правила размещения и содержания информационных конструкций на территории Челябинска. Сергей Репринцев намерен применить опыт Москвы и Казани – городов с наиболее успешной практикой регулирования размещения и содержания информационных конструкций на фасадах.
Эксперты рынка рекламы считают, что новые стандарты размещения информконструкций назрели, но они должны быть понятны, доступны и не душить предпринимательскую инициативу.
– Прогрессивное рекламное сообщество Челябинска давно выступает за то, чтобы сделать город более цивилизованным с точки зрения размещения рекламы, общественных пространств и визуальных коммуникаций, – говорит эксперт рабочей группы по разработке стратегии развития Челябинска, директор рекламно-имиджевого агентства «Иероглиф» Дмитрий Довбня. – Важно разработать стандарты, которые примут все – не только рекламные агентства, но и торговые фирмы, расположенные на гостевых маршрутах. В Москве, например, разработано 14 стандартов улиц – с учетом транспортных потоков, наличия пешеходной зоны, ее ширины. От этого зависят требования к размещению рекламы – щитов, растяжек, световых коробов, а также вывесок, витрин, уличной мебели и так далее. Когда есть такая градация, когда все параметры оцифрованы, понятны и доступны, гораздо проще работать и предпринимателю, купившему или взявшему в аренду помещение, и рекламному агентству.
При этом Дмитрий Довбня указывает на недопустимость ситуации, когда одним можно не исполнять требования закона, а другим нельзя.
В список гостевых маршрутов Челябинска, утвержденный в феврале 2017 года, попали 27 улиц и дорог, в том числе проспекты Ленина, Свердловский, Победы, улицы Кирова, Гагарина, Героев Танкограда, Братьев Кашириных, дорога на челябинский аэропорт.
Фото: Фото Олега Каргаполова, Алены Мызгиной, Аллы Скриповой, с сайта Magnitogorsk.ru