
Лёгкая промышленность Челябинской области застряла в состоянии затянувшегося кризиса и не сможет выбраться из него самостоятельно, без поддержки государства, заявляют участники рынка. Основные проблемы – снижение потребления, засилье теневого импорта, отсутствие чёткого госрегулирования деятельности стоков и секонд-хендов, которые роняют рынок. Кроме того, руководители швейных и обувных компаний жалуются на дефицит кадров, вызванный непрестижностью профессии швеи.
По данным Челябинскстата, объём производства текстильных и швейных предприятий Южного Урала в прошлом году составил всего 7,1% к уровню 1991 года, в производстве кожи, кожаных изделий и обуви – 23,2%. При этом по сравнению с 2015 годом выпуск текстильной и швейной продукции вырос на 1,3%, кожаных изделий и обуви – на 4,1%.
– Основными факторами, отрицательно влияющими на развитие областного производства текстильных и швейных изделий, как показали результаты опроса предприятий в декабре 2016 года, 75% руководителей назвали неопределенность экономической ситуации и высокий уровень налогообложения, – говорится в сообщении Челябинскстата. – Кроме того, результаты опроса показали, что факторами, препятствующими нормальной работе предприятий, являются изношенность и отсутствие оборудования (половина респондентов), недостаточный спрос на внутреннем рынке, конкуренция со стороны импорта, недостаток финансов.

По мнению главного экономиста ЗАО «Обувная фабрика “Юничел”» Оксаны Надеиной, отрасль лёгкой промышленности региона переживает «нескончаемый кризис» с начала 90-х, который усугубился ухудшением общей экономической ситуации в стране.
– Сейчас мы наблюдаем снижение спроса на рынке, вызванное падением доходов населения, – говорит она. – Люди покупают только необходимое – берут одну пару обуви, а за второй и третьей уже не приходят.
По словам Оксаны Надеиной, в таких условиях производителям, которые выпускают продукцию из качественных материалов, трудно конкурировать с теневым импортом и открыто демпингующими сетями, не стесняющимися продавать контрафакт.
– По всей стране сейчас активно открываются магазины, где кроссовки с марками Adidas, Nike, Reebok стоят 500-600 рублей, женские «лодочки» – 300 рублей. Нормальная обувь столько стоить не может, и потребитель это понимает, но деваться ему некуда. Мы ж конкурировать с такими продавцами по ценам не можем: адекватная стоимость качественных кожаных женских туфель – 2500 рублей, сапог – 6000 рублей.
По мнению главного экономиста «Юничела», спасти обувной рынок от засилья контрафакта может введение обязательной маркировки для обуви, по аналогии с меховыми изделиями.
– Государству нужно системно работать с бизнесом, перенимать опыт ведущих стран, – говорит руководитель комитета по развитию легкой промышленности челябинского отделения «Деловой России» Сергей Сиренко. – В них рост тоже произошел не спонтанно, роль властей в этом была первостепенной. Сейчас Минпромторг начал обращать внимание на лёгкую промышленность, на экономическом форуме в Санкт-Петербурге отдельно обсуждалась эта тема. В некоторых регионах, например, в Ростовской и Ленинградской областях успешно создаются кластеры в сфере легпрома.
Напомним, в Челябинской области также принимаются попытки сформировать кластер легкой промышленности. Однако, по словам Сергея Сиренко, далеко продвинуться в этом вопросе пока не удалось.

– Каждый политик сейчас говорит о помощи бизнесу, отраслям, но эти слова остаются в воздухе, – отметил директор Миасской швейной фабрики Михаил Попов. – В нашей отрасли сейчас остаются проблемы с таможней, где всё куплено, роняют рынок стоки, секонд-хенды, много контрафакта. Кроме того, власти должны содействовать тому, чтобы производители одежды ведущих зарубежных брендов размещали производства в России.
Директор Челябинского техникума лёгкой и текстильной промышленности Инна Пушкарёва отметила, что одна из основных проблем отрасли – дефицит кадров: люди не желают работать на швейных и текстильных предприятиях и получать соответствующее образование. Тех, кто всё же идет в отрасль, в учебных заведениях приходится готовить к работе на устаревшем оборудовании. По мнению руководителя образовательного учреждения, необходима комплексная работа по популяризации профессии со стороны государства.
Генеральный директор ЗАО «Пеплос» Валерий Захарчук рассказал, что с падением спроса пришлось бороться своими силами.
– Раньше мы производили только классические пиджаки, брюки, костюмы и школьную форму, – рассказывает Захарчук. – Теперь же осваиваем новые направления, выпускаем всё, что шьется. В этом году наладили выпуск сорочек, маек, футболок, штанов, шорт.
Сергей Сиренко добавил, что влияние лёгкой промышленности на развитие экономики в целом не стоит недооценивать, потому что практически не существует отраслей производства, для которых предприятия легпрома не поставляют те или иные компоненты.
– В продукции предприятий лёгкой промышленности нуждаются многие отрасли, начиная от производства товаров повседневного спроса и заканчивая выпуском автомобилей, самолетов и космических кораблей, – подчеркнул Сиренко.
Фото: Фото Олега Каргаполова