Город Экономика В деле суд: челябинка вернёт себе незаконно «уплывшие» пенсионные накопления

В деле суд: челябинка вернёт себе незаконно «уплывшие» пенсионные накопления

После публикаций на 74.ru в редакцию посыпались новые истории о переводе пенсий.

Прокуратура выяснила, что заявление на перевод обработал ПФР Дагестана | 74.ruПрокуратура выяснила, что заявление на перевод обработал ПФР Дагестана | 74.ru
Прокуратура выяснила, что заявление на перевод обработал ПФР Дагестана

Пенсионные «разборки» в Челябинске набирают обороты. После публикации 74.ru истории женщины, чьи пенсионные накопления без её ведома перевели в негосударственный пенсионный фонд «Будущее», в редакцию посыпалось множество аналогичных жалоб как на этот НПФ, так и на другой. Одна из них показательна – челябинке удалось довести дело до суда. Рассказываем, как ей удалось этого добиться и какие меры против незаконной «миграции» пенсионных денег планирует предпринять Банк России.

Ирина Иванова (имя изменено по просьбе героини. – Прим. автора) распорядилась накопительной пенсией ещё в 2004 году, как только это стало возможно. Как она рассказала 74.ru, из государственной управляющей компании (ВЭБ) накопительная пенсия перешла в УК «Тройка диалог», которая позже присоединилась банку и стала «Сбербанком Управление активами».

– До 2014 года я активно отслеживала судьбу своих пенсионных накоплений, получая отчёты от УК и заказывая извещения о состоянии индивидуального лицевого счёта через сайт Госуслуг, – рассказывает Ирина Иванова. – Потом я ушла в декрет и некоторое время не отслеживала счёт. В итоге в середине апреля я заказала выписку и увидела, что мои деньги перевели в неизвестный мне НПФ «Будущее»!

По запросу НПФ прислал девушке копию договора. По её словам, в нем верный номер СНИЛС, подпись в точности, как в паспорте, полученном больше 15 лет назад. Вот адрес и номер телефона – «левые»: пл. Мопра, дом 8 – по факту это адрес «Центрального рынка», по указанном номеру телефона отвечает мужчина, который давно им пользуется и абсолютно не в курсе дел.

Ирина Иванова обратилась в НПФ «Будущее», в Пенсионный фонд, в Центральный банк, в полицию и прокуратуру. В итоге, как выяснила прокуратура, изначально – ещё в августе 2015 года – её накопительную пенсию перевели в другой НПФ (причём было и заявление, и договор, – напомним, это два обязательных атрибута для перевода накоплений), а почти через год – в НПФ «Будущее» (первый фонд вошёл в состав второго).

Узнать состояние вашего пенсионного счёта и то, кто управляет вашими накоплениями, можно через сайт Госуслуги, лично в Пенсионном фонде или через банк.

Прокуратура выяснила, что заявление о переводе накоплений обработал ОПФР Дагестана, но Ирина Иванова его не подавала. В связи с этим прокуратура направила иск в суд, чтобы признать договор недействительным. Дата суда пока не назначена, но женщина намерена отстоять свои права.

– Во-первых, я хочу, чтобы деньги перевели обратно. Не через год, а в течение 30 дней после суда. А, во-вторых, чтобы перевели их хотя бы с теми минимальными процентами, которые НПФ заработал на них, – добавляет Ирина Иванова. – Кроме того, я однозначно планирую подать в суд на возмещение недополученного дохода – моя управляющая компания показала доходность за прошлый год 11,8%, а этот НПФ – всего 2,8%. Ведь при «досрочном» переходе я, скорее всего, потеряла весь инвестиционный доход.

Ирина Иванова также переговорила с предыдущей героиней нашей публикации и ещё одним пострадавшим. По словам женщины, все трое в определённый момент обращались в «Альфа-банк» – кто покупал товары в рассрочку, кто оформлял кредит.

– Мы подозреваем, что наши данные могли уйти через этот канал. Написали жалобы, – добавила Ирина Иванова.

Пресс-секретарь «Альфа-банка» в УрФО Анна Шмелева пояснила 74.ru, что банк не работает с фондами.

В чём разница между управляющей компанией и НПФ? У первой пенсионные накопления находятся в доверительном управлении, назначением и выплатой, учётом результатов инвестирования занимается ПФР. А по информации ПФР, НПФ занимается этим всем самостоятельно.

В самом НПФ «Будущее» нам ранее поясняли, что не несут ответственности за деятельность третьих лиц, но сами работают по закону – перевод накоплений не возможен без заключенного договора и заявления в Пенсионный фонд. Однако, как мы и писали, существуют разные способы подачи заявлений – при некоторых из них личного присутствия человека не требуется. Как поясняли в челябинском ПФР, в большинстве случаев проблема в том, что люди не читают документы, которые подписывают, или просто забывают об этом.

- Чтобы исключить риски неправомерных переходов, нужно прежде всего менять действующую процедуру перехода клиента из одного НПФ в другой, упорядочить её. Мы неоднократно говорили, что считаем принципиально важным её изменить таким образом, чтобы клиент при переходе в другой НПФ обращался прежде всего к текущему страховщику, который разъяснял бы все интересующие его вопросы и в том числе предупреждал бы его о потенциальной потере инвестдохода при переходе, – комментируют в НПФ «Будушее». – Сейчас клиент сразу обращается в новый НПФ, которому невыгодно информировать его о возможных финансовых потерях при переходе. Мы же, как один из ведущих участников рынка, заинтересованы в том, чтобы люди переходили, принимая это решение сознательно и полностью оценивая его экономические последствия.

Если вы обнаружили, что ваши пенсионные накопления перевели без вашего ведома, то:

  • запросите экземпляр договора в НПФ и копию заявления в ПФР;

  • обратитесь в правоохранительные органы, которые проверят подлинность подписей;

  • обратитесь в суд (это, как и в ситуации с Ириной Ивановой, могут также сделать правоохранители). Третьим лицом в суд привлекается Пенсионный фонд;

  • по суду договор признаётся недействительным, и накопления возвращают.

Как добавила заместитель управляющего челябинского отделения ГУ Банка России Елена Федина, по таким делам сейчас сформирована положительная судебная практика.

– Также можно вновь заключить договор с выбранным НПФ и обратиться с ним заявлением о переходе в отделение Пенсионного фонда по месту жительства лично или направить документы иным способом (в том числе электронным), – добавляет Елена Федина. – Однако при этом необходимо учитывать, что застрахованное лицо может воспользоваться правом на переход из фонда в фонд не чаще одного раза в год.

Вернуть накопительную пенсию, которую перевели без ведома, можно только по судуВернуть накопительную пенсию, которую перевели без ведома, можно только по суду
Вернуть накопительную пенсию, которую перевели без ведома, можно только по суду

Всего в этом году от жителей области в Банк России поступило 12 жалоб, которые так или иначе затрагивали работу негосударственных пенсионных фондов.

– Одна из причин сложившейся проблемы – несовершенство действующего механизма переходов. Именно поэтому Банк России в настоящее время выступает за скорейшее принятие поправок в законодательство, которые находятся на рассмотрении в Госдуме, – резюмирует Елена Федина.

Речь идёт о том, что заявление на перевод нужно будет подавать действующему страховщику, который в том числе будет обязан информировать клиента о потере инвестдохода при досрочном расторжении договора.

Напомним, до 2019 года действует мораторий на формирование накопительной пенсии, то есть все отчисления идут в страховую часть – на выплаты нынешним пенсионерам. Однако это не мешает гражданам переводить уже имеющиеся накопления.

Фото: Фото автора, Виктории Яковлевой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
52
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления