RU74
Погода

Сейчас-9°C

Сейчас в Челябинске
Погода-9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -13

2 м/c,

с-в.

753мм 48%
Подробнее
4 Пробки
USD 88,17
EUR 92,02
Город интервью «Музыка утраивает армию»: подполковник Ежов легко сменил военную форму на фрак

«Музыка утраивает армию»: подполковник Ежов легко сменил военную форму на фрак

Заслуженный артист России в свой юбилей рассказал 74.ru о том, легко ли быть военным дирижёром.

Бывший военный дирижер Игорь Ежов встретит свой юбилей в концертном фраке | 74.ruБывший военный дирижер Игорь Ежов встретит свой юбилей в концертном фраке | 74.ru
Бывший военный дирижер Игорь Ежов встретит свой юбилей в концертном фраке

Сегодня, 16 июня, подполковник запаса, дирижёр Игорь Ежов отмечает 55-летие. 19 июня на сцене филармонического зала имени Прокофьева по этому поводу состоится большой концерт Уральского духового оркестра, которым заслуженный артист России руководит уже шесть лет. А 30 лет он служил в армии – музыкантом и военным дирижёром, и потому мы говорили о парадах и муштре, о нелёгкой службе музыкантов в погонах, о Суворове, Наполеоне, Петре Первом, и, конечно же, о музыке.

– В этом году я впервые не участвовал в Параде Победы на площади Революции, – говорит с улыбкой юбиляр. – Во-первых, некогда, во-вторых, военным оркестром должен руководить военный дирижёр, а я теперь человек штатский.

– Со стороны ваше участие в парадах выглядит торжественно и красиво, но руководить сводным оркестром гарнизона, вероятно, работа трудная?

– У дирижёров есть такая шутка: «Что может быть хуже оркестра? Два оркестра». А тут целых три. Когда я руководил оркестром Челябинского автомобильного училища, в городе было три военных оркестра – наш, оркестр танкового училища и оркестр училища штурманов. В дни праздников все они объединялись в сводный оркестр, а я был дирижером гарнизона, стало быть, должен подготовить программу, отрепетировать её со сводным оркестром и – на площадь. Причем, музыканты должны не просто хорошо играть, но держать строй. А с оркестром автомобильного училища я даже готовил шоу-программы, когда мы одновременно играли, пели и танцевали.

Много лет Игорь Ежов управлял сводным оркестром челябинского гарнизонаМного лет Игорь Ежов управлял сводным оркестром челябинского гарнизона
Много лет Игорь Ежов управлял сводным оркестром челябинского гарнизона

– Скучаете сегодня по армии?

– Некогда скучать, работы много. С военным оркестром я готовил две-три программы в год, а с филармоническим – с одной программой выступили, и сразу начинаешь готовить другую. Сегодня не спал, если честно. Проснулся и думаю: «Может, я ошибся, составив такую программу юбилейного вечера»? Потом вспомнил, что надо сделать другую заставку... В общем, боюсь просыпаться ночью, потому что голова сразу начинает работать, и пропал сон.

Но я легко сменил форму на штатский костюм, потому что мне всегда интереснее была концертная деятельность. И я был готов к работе с филармоническим оркестром, так как с оркестром автомобильного училища мы много выступали, постоянно участвовали в конкурсах военных оркестров и всегда занимали первое место в Приволжско-Уральском военном округе (на его базе создан Центральный военный округ), чем в Екатеринбурге были недовольны, командование в том числе. Один раз нас всё-таки засудили, дали второе место. «Хватит, – сказали. – Дай другим лавры поносить». Конечно, это было несправедливо, потому что у меня всегда был самый большой оркестр – 20 контрактников, пять гражданских музыкантов, десять воспитанников и шесть-семь солдат. Более 40 человек, как сейчас в филармонии. И музыканты были хорошие.

– Игорь Алексеевич, вы ведь карьеру военного дирижёра тоже начинали с воспитанника военного оркестра?

Старший лейтенант Игорь Ежов создавал оркестр в Германии с нуляСтарший лейтенант Игорь Ежов создавал оркестр в Германии с нуля
Старший лейтенант Игорь Ежов создавал оркестр в Германии с нуля


– После окончания музыкального училища хотел поступать в консерваторию, но возраст был призывной, вот и поехал в Москву искать себе место в военном оркестре, чтобы служить музыкантом. Две недели ночевал на аэровокзале под лестницей, все оркестры объехал, а взяли меня в учебный оркестр военно-дирижёрского факультета Московской консерватории, потому что только там нужен был контрабасист. Меня оформили воспитанником коллектива, через два месяца принял присягу, стал солдатом. Службу проходил в оркестре.

– Под лестницей ночевали, чтобы попасть в военный оркестр, потому что понимали, что армия музыканта сломает?

– Когда я учился в Барнаульском музыкальном училище, видел тех музыкантов, которые приходили после армии. Скажем, пианист, который два года танком управлял, играть больше не смог так, как он когда-то играл. Или скрипач, который отслужил в стройбате, ему пальцы переломали. Я не испугался. Просто поставил цель: раз я хочу заниматься музыкой, то и служить должен в оркестре. Такое зачастую было в советское время: танкиста учили музыке, как я в Германии, например, где я потом служил; а музыканта учили водить танк. В военкомате говорили: «Ну и что, что музыкант, а в армии кто служить будет?» Я так понимаю, не всегда план по призыву выполнялся, вот и затыкали дыры музыкантами.

– При этом во всех родах войск были оркестры, стало быть, музыканты там были нужны?

После окончания Московской консерватории Игорь Ежов служил дирижером в Германии. 1991 год.После окончания Московской консерватории Игорь Ежов служил дирижером в Германии. 1991 год.
После окончания Московской консерватории Игорь Ежов служил дирижером в Германии. 1991 год.


– Поэтому, когда я проводил занятия с курсантами Челябинского автомобильного училища, то обязательно просил: «Ребята, все вы станете начальниками автомобильных служб. У вас в частях будут оркестры. Надо уважительно относиться к музыкантам, ведь их не так много. Я вообще считаю, что это уникальные люди, которым надо помогать. Выделяйте им всегда автобус. Не надо музыкантов сажать в грязный КАМАЗ, когда они едут на выступления и на те же похороны. Они же с инструментами, а это очень дорогие инструменты».

Поэтому я тоже принимал воспитанников в свой оркестр, мальчишек 15-16 лет, которые учились в музыкальных школах. Некоторые поначалу плакали, оторвавшись от маминых пирожков. Но проходили полгода, год, и они осваивались. А спустя три года это уже были матёрые военные музыканты – знали военно-строевой репертуар наизусть, могли стоять и час играть на улице, принимали участие в парадах. И в военкоматы я ходил, смотрел списки призывников, выбирал музыкантов, ехал на областной сборный пункт, чтобы оттуда ребят забрать в оркестр. Были тернии.

– Офицеры вас, наверное, недолюбливали за то, что музыкантов под защиту брали?

– Нет, потому что им всегда нужна была моя помощь – песню для роты подобрать, с запевалами позаниматься. Я никогда никому не отказывал. Когда служил в Германии, всех ротных знал, потому что мои музыканты в ротах числились. По всем ротам у меня было по нескольку человек. И в автомобильном училище у меня с офицерами сложились нормальные дружеские отношения. У нас все кафедры играли в волейбол, который я любил, в футбол, баскетбол, концерты были у нас хорошие. И опять же я всем ротным командирам помогал, ведь каждая рота участвовала в художественной самодеятельности. Мы дружим до сих пор, встречаемся, общаемся, с кем-то переписываемся в «Одноклассниках».

– Мы как-то с вами говорили о том, что служба в военном оркестре – не сахар. В холод, морозы приходится играть под открытым небом.

До минус 15 военный духовой оркестр обязан поднимать дух армииДо минус 15 военный духовой оркестр обязан поднимать дух армии
До минус 15 военный духовой оркестр обязан поднимать дух армии


– Согласно приказу министра обороны, мы можем играть от -3° до -15°. Ниже -15° играть было запрещено, хотя были командиры, которые этого требовали. Выходим на плац в -20°. «Почему не играете?» Я говорю: «Товарищ генерал, представьте: мундштук железный. Попробуйте, прислоните железо к губам». – «Вы же на Урале служите!» – «Но играть на морозе обязаны только в особых случаях». – «Какие особые случаи?» – «Ну, вот смерть Ленина, например. Похороны Сталина. Приезд Ельцина». Как говорил один из военных дирижёров, это скрытое издевательство над личным составом. Кстати, однажды в сорокаградусный мороз мы встречали Ельцина в челябинском аэропорту. К счастью, он не прилетел.

– Иначе губы музыкантов остались бы на мундштуках?

– Точно. Начальник училища меня напутствовал: «Думай, что будешь делать». Мы приехали в Баландино, попробовали играть прямо в ПАЗике, открыв окна. Ну и что это? Красоты никакой. Залили спирт в инструменты, чтобы конденсат там не замерзал, выбежали из автобуса, начали играть, несколько звуков – и оркестр замолк. Никак, всё сразу схватывает, хотя у меня были пошиты чехлы на каждый инструмент и был комплект специальных уличных инструментов. Говорю генералу: «Попробуем, конечно, но будут играть только большой барабан, тарелки и малый барабан».

Военный оркестр должен не только хорошо играть, но и красиво пройтиВоенный оркестр должен не только хорошо играть, но и красиво пройти
Военный оркестр должен не только хорошо играть, но и красиво пройти

– Вероятно, в XVIII-XIX веках интереснее было служить в военном оркестре – балы, приёмы, парадности было больше? Возможно, и отношение к музыкантам было иное?

– Как говорил Суворов, «с крестом священника, с развёрнутыми знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил». Музыка удваивает, утраивает армию. Если вспомнить «Войну и мир», и русские солдаты, и наполеоновские шли в бой под звуки оркестра. Пётр I это отлично знал и придавал огромное значение военным оркестрам. Не зря в 1711 году его указом была создана военно-оркестровая служба. До этого тоже были музыканты в полках, но на усмотрение командира. Кстати, Пётр сам любил на барабанах играть. Ещё в древние времена в Китае, Индии, Римской империи обожествляли музыкантов. Пленных музыкантов никогда не убивали, они были на вес золота.

– Не жалеете, что стали не просто музыкантом, а военным дирижёром?

– Не собирался им быть, но, видно, такова моя судьба. От неё не уйдешь, наверное. Иногда человек пытается идти ей наперекор, сделать что-то по-другому, но всё равно, через какой-то другой путь да выходит снова туда, куда его влекло изначально. Я верю в судьбу.

Более всего дирижер Игорь Ежов любит концертную деятельностьБолее всего дирижер Игорь Ежов любит концертную деятельность
Более всего дирижер Игорь Ежов любит концертную деятельность

– Говорят, когда вы пришли работать в филармонию, женщин в оркестр брать не хотели. Почему?

– Как шутил руководитель «Песняров» Мулявин, если женщина на корабле, это к потопу. Он категорически был против женщин в своём коллективе. А у меня были чисто практические соображения: молодая девушка выйдет замуж, уйдёт в декрет, а я снова должен искать музыканта...

– Но женщины всё-таки прорвали оборону дирижёра?

– Да, и сегодня в оркестре уже три женщины – гобой, кларнет и флейта. И всё хорошо, даже прекрасно! Они добросовестные, дисциплинированные, очень ответственные. Честное слово, был бы рад, если бы весь мой оркестр состоял из одних только женщин.

– Так ещё не поздно! Постепенно, лет за пять, вытесните всех мужчин.

– Не получится, в России женщины не играют на медных духовых инструментах – трубе, валторне, тромбоне. На ударных – были случаи, играли.

– На ваш юбилейный концерт 19 июня приедет «танцующий дирижёр». Кто это, почему танцующий?

Дружеский шарж на Игоря ЕжоваДружеский шарж на Игоря Ежова
Дружеский шарж на Игоря Ежова


– Это мой однокурсник Александр Павлов. Он служил дирижёром в Самаре, потом попал в автомобильное училище, прослужил там восемь месяцев, и ему предложили возглавить оркестр штаба в Екатеринбурге. Согласился, создал оркестр, но наступили тяжёлые времена. В 90-е офицерам зарплату месяцами не платили, семьям есть было нечего. И тогда Саша начал ставить шоу с духовым оркестром, дефиле. А потом мне рассказывал: «Музыканты танцуют, прыгают, поют, а я что»? И потихоньку он начал делать то же самое, что и его оркестр. Нашел свою нишу, до него такого никто не делал. Со временем его стали называть «танцующим дирижером».

– На челябинской сцене он станцует?

– Пока не знаю. Он будет дирижировать две песни, привезёт замечательную певицу. Человек он очень эмоциональный, с богатой фантазией, вероятно, станцует.

Юбилейный вечер Игоря Ежова в зале имени Прокофьева состоится в понедельник, 19 июня, в 18:30. Как рассказали 74.ru в кассах филармонии, билеты еще есть.

Фото: Фото Олега Каргаполова и из архива Игоря Ежова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления